эссе Непрерывное образование в рамках дистанционного городского проффессинального кон

Эссе «Моё непрерывное образование»

Команда «Enigma100»

МБОУ «Средняя школа №13»

Морозова Марина Михайловна, Голохваст Ольга Владимировна

« Единственное счастье в жизни– это постоянное стремление вперёд»

Э. Золя

Эпоха быстрой смены технологий требует формирования системы непрерывного образования, ключевой характеристикой которой становится не только передача знаний, а формирование творческих компетенций, готовности к переобучению. Огромный поток информации, быстрое обновление знаний показывают непригодность «знаньевой» парадигмы. Школьника надо не нашпиговывать знаниями, так как ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления, а «учить учиться», т.е. учить быть самостоятельным в поиске информации, в критическом ее осмыслении, интерпретации, умении использовать знания в жизненных ситуациях; детей надо научить способам работы с информацией.

Проблема, с которой сталкивается каждый учитель- низкая мотивация учащихся к образовательному процессу. Одной из причин является невключенность учеников в урок. Над разрешением этой проблемы мы работаем не первый год. Мыслительные процессы у человека запускаются только через речь. Необходимо отказаться от монолога учителя (не школьника!) как преобладающего метода передачи знаний, перейти к диалогу, позволяющему учащемуся высказывать, отстаивать, аргументировать собственную точку зрения, обнаруживать противоречия.

Работая в городском инновационном комплексе (ГИК), под руководством И. Г. Литвинской мы овладевали приемами включения каждого учащегося в образовательный процесс через организованный диалог в парах. Это позволяет вывести каждого ученика школы на новое качество образования. Используя оргдиалог на своих уроках как инструмент, способный включить каждого ученика, мы почувствовали необходимость в повышении своей методологической культуры: изучение современных методик образования, ориентированных на Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС). Большие надежды возлагаются на системно- деятельностный метод, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат (из выступления А. Асмолова, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора МГУ).

В этом методе обучения одним из типов уроков, является урок открытия нового знания. Его основным этапом введения нового знания служит мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Как создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливать рамки («надо», «могу»)? Для поиска ответов на эти вопросы нам необходимо изучить требования и технологию деятельностного метода (ТДМ) к уроку открытия новых знаний, а также другим типам урока. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Это стало траекторией нашего самообразования.

Образовательный процесс имеет две стороны: психическую и социальную, ни одна из них не должна быть подчинена другой, но психическая составляющая всё же является фундаментальной.

Мы должны хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Необходимо следовать, провозглашенному Р. Щттейнером девизу: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его с любовью, выпускай свободным».

Поэтому еще одним направлением в самообразовании для нас стало изучение современной психологии.

Мы имеем базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, мы способны к инновационной профессиональной деятельности, обладаем необходимым уровнем и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей педагогической деятельности.


See also: