эссе по проблемам профтехобразования

ЭССЕ

«О проблемах современного профессионального образования»

Я, Петрова В.Н., работаю в ТОГБОУ СПО «Приборостроительный колледж» мастером производственного обучения по подготовке специалистов рабочей профессий 210401.02. «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Уровень, на котором ведется работа по этим профессиям, называется начальное профессиональное образование (НПО). Из трех ступеней профессиональной подготовки я имею отношение к той, с которой начинается развитие профессионального образования. Начальное образование по любой рабочей профессии означает особое внимание к выработке в первую очередь практических навыков в работе, теоретическому же знанию в большей степени уделяется внимание на средней и высшей ступенях. Подготовка и воспитание рабочих является непростым и весьма затратным для общества делом. Выпуск специалистов в вузе опирается на обучение в лабораториях и аудиториях, где стоимость затрат для достаточно массовых специальностей в несколько раз меньше, чем расходы на оборудование, необходимое для обучения простого рабочего в учебно-производственных мастерских. Как это ни выглядит парадоксально, но государственные нормативы на содержание будущих рабочих выше содержания будущих техников и инженеров.

Эти мысли о значении моего и моих коллег педагогов труда и его месте в общей системе профессионального образования.

Многие наслышаны о непростой ситуации, сложившейся в профессиональном образовании и образовании вообще за последние годы. В связи с этим большое внимание к себе привлекла информация, распространявшаяся в средствах массовой информации о состоявшемся в апреле 2011 г. совещании правительства по вопросам социального положения рабочих и развития профтехобразования. Обсуждались методы повышения престижа рабочих профессий, проблемы модернизации производств и подготовки квалифицированных рабочих кадров, вопросы совершенствования трудового законодательства. Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание на существующий «перекос» в сторону высшего образования: «Мы последовательно занимались инженерными кадрами, сейчас должны проговорить о том, что и как можно было бы сделать по вопросам улучшения статуса рабочих, развития профессионально-технического образования в нашей стране и по смежным вопросам…. Очевидно, что у наших рабочих в целом по стране, недостаточный уровень заработной платы, очень сложные, тяжёлые условия труда. Это наши болевые точки, в том числе и с точки зрения безопасности этого труда. Интерес людей к рабочим профессиям очень невелик. Хотя, в общем и целом, конечно, молодёжь готова работать именно по рабочим специальностям, но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, это нормальные условия труда. Это условия, связанные с ценой рабочей силы, с теми выплатами, которые полагаются. Во-вторых, это пакет, который, в общем, в любой ситуации должен быть гарантирован работодателем, если он хочет получить квалифицированного работника. И конечно же моральные факторы: престижность, внимание общества, внимание средств массовой информации….».

Для меня очень важно, что глава государства публично огласил давно наболевшие проблемы и фактически поставил перед управляющими органами задачу кардинального изменения положения в профессиональном образовании и трудоустройстве выпускников. А для меня особенно значимо проявленное внимание начальному профессиональному образованию.

Какими видятся пути выхода из нынешнего кризисного положения.

С позиций мастера производственного обучения они представляются следующими.

Необходимо решительное изменение общественного мнения по вопросу значимости разных уровней образования. Сложившаяся ориентация населения на получение молодежью высшего образования имеет плачевные последствия. При массовом характере обучения происходит его качественное ухудшение. Необходим более строгий государственный контроль за качеством подготовки выпускников ВУЗов. А это приведет к переориентации части учащейся молодежи и их родителей на получение среднего и начального профессионального образования. Что особенно важно при имеющейся демографической ситуации.

При решении проблемы образовательной ориентации необходимо опираться на объективные потребности экономики, а не на миф общественного сознания. Так, на уже упомянутом заседании Государственного совета президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров отметил, что российским профессиональным образованием не решается вопрос массовой подготовки кадров. «Крупные корпорации самостоятельно решили этот вопрос, но как быть с остальными?», — сказал М.Прохоров. По данным, которые привел М.Прохоров, сейчас в России 70 процентов выпускников получают высшее образование, 20 процентов — среднее, 10 — начальное. «А требования рынка – 80 процентов среднего и начального и 20 – высшего», — заявил М.Прохоров.

И здесь необходима большая разъяснительная работа со стороны средств массовой информации, государственных органов и самих учреждений профтехобразования. Но на эту работу необходимо выделение дополнительных средств.

Мы все хорошо помним, что одним из наиболее эффективных способов вложения финансовых средств в развитие общества являются расходы на образование, в том числе и на его рекламу в современных условиях.

Необходима большая контролирующая и стимулирующая работа государства в отношении отечественного бизнеса для активизации его деятельности по организации профессиональной подготовки востребованных на ближайшую и среднюю перспективу квалифицированных рабочих кадров.

Да и желательно, побольше дальновидности нашим руководителям предприятий в вопросах обновления оборудования своих предприятий и базовых профессиональных учебных заведений.

Когда я привожу своих учеников на производственную практику на предприятия радиоэлектронной промышленности г. Тамбова, то обычно руководители кадровых служб принимают их на работу, но когда приходишь с ребятами в цех, там начинается: нет мест куда вас поставить на работу, наставникам не платят, у нас свой производственный план, нам некогда заниматься вами и т.д.

А на рабочих местах в основном находятся люди предпенсионного возраста и в свои коллективы не хотят принимать молодежь и обучать их трудовому мастерству.

Мне хочется акцентироваться на том, чем предопределяя свой выбор молодые люди выбирая профессию, должны знать и быть уверенны в завтрашнем дне:

– это уровень заработной платы,

– это перспектива профессии с точки зрения тех компетенций, которые она требует от работника сейчас и в будущем,

– это отношение работодателя к работнику с точки зрения соблюдения трудовых прав,

– это влияние условий труда на здоровье работника,

– это социальный пакет, безусловно, который предоставляется помимо заработной платы.

Невысокая заработная плата мастеров производственного обучения является основным препятствием притоку опытных рабочих кадров с производства в систему профтеообразования.

И я все-таки верю всем трудностям вопреки, что будущее за нашей молодежью, которая была, есть и будет в своих лучших представителях опорой своему Отечеству….

Изменить ситуацию должна модернизация предприятий, но и хотелось бы также обратить внимание и на расширение некоторых социальных гарантий для обучающихся НПО, но поскольку обучающиеся– это молодые люди, для которых есть альтернатива: либо получать пособие по безработице, либо учиться профессии, наверное, было бы правильно стипендию в НПО поднять до уровня пособия по безработице, чтобы эта альтернатива была альтернативой, ориентированной на будущее. Это сейчас стипендия 400 с небольшим рублей, необходимо повысить стипендию, чтоб повысился престиж обучения в учреждениях НПО.

Петрова Валентина Николаевна


See also: