15 поразительных развивающих опытов для детей

Самые первые эксперименты психологов, давшие миру огромный пласт знаний об особенностях мышления и поведения, этичностью не отличались. Стоило ли оно того? Кто знает… В пятиминутном путеводителе Esquire пять самых неоднозначных психологических эксперимента  XX века. Причем, не всегда понятно, что пугает больше: сам эксперимент или полученный результат.

Эксперимент с лестницей-фортепьяно

Инициатива Volkswagen под названием «Теория удовольствия» была организована, чтобы доказать, что поведение людей может быть изменено к лучшему, если превратить их скучные, повседневные процедуры в нечто более увлекательное. Специально для этого эксперимента в Стокгольме установили ступеньки в виде клавиш фортепьяно на входе на станцию метро. Это было сделано, чтобы выяснить, будет ли больше людей выбирать лестницу вместо привычного эскалатора.

Эксперимент с лестницей-фортепьяно

Результаты показали, что в тот день на лестнице побывало на 66% больше людей, чем обычно. А всё потому, что нам всем нравится немного веселиться, не так ли? В глубине души мы все похожи на ребят на детской площадке, поэтому, если сделать некоторые публичные объекты в наших городах немного веселее, мы станем счастливее, стройнее и здоровее.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Идеи психологических экспериментов

Вам нужно выполнить собственный психологический эксперимент для занятия?

Вот несколько замечательных идей для разработки и реализации собственных психологический исследований и экспериментов.

  • Улучшает ли использование цветной бумаги обучение или производительность?
  • Эксперимент конформизма
  • Студенческий эксперимент: действительно ли завтрак улучшает обучение?
  • Эксперимент кратковременной памяти
  • Исследование эффекта Струппа
  • Сопоставление музыкальных предпочтений и личности
  • Гендерные различия памяти
  • Интересные темы социально-психологических экспериментов
  • Темы экспериментов по психологии развития

Трудно быть богом

Этот эксперимент, говорят, начался с диалога двух пациенток сумасшедшего дома. Представившись друг другу Девами Мариями, Матерями Господними, они поначалу впали в ступор. А затем начали выяснять, кто из них настоящая Богородица. Персонал клиники затаив дыхание ждал, чем все это закончится. Наконец, после долгих дебатов, старшая пациентка задумчиво сказала: «Что ж, раз ты – Мария, то я, должно быть, Анна, твоя мать». Это решение удовлетворило всех, и более того, пожилая пациентка, продемонстрировавшая гибкость убеждений, вскоре стала лучше реагировать на лечение и спустя некоторое время была выписана из больницы.

Читайте также:  Сероквель: инструкция по применению, отзывы, цена

Неизвестно, сколько в этой истории было правды, но ее однажды услышал психолог Милтон Рокич. И ему пришло в голову, что этот метод вполне возможно использовать для деэскалации ложной веры пациентов.

Для эксперимента Рокич в 1959 году подобрал трех «Иисусов» — Клайда, Джозефа и Леона – и поселил их в одной палате в психиатрической больнице Ипсиланти. Первое время пациенты конфликтовали, доказываю двум сопалатникам, что они в лучшем случае самозванцы, а в худшем – просто сумасшедшие. Потом, каждый из них решил, что споры ни к чему. Ведь он-то знает, кто настоящий Иисус. В общем, ожидаемой ремиссии так и не последовало.

Разве что Леон перестал называть себя Христом. Вместо этого он объявил себя гермафродитом, а потом сообщил, будто беремен близнецами и вообще стал невидимкой. Время от времени он был «Доктором Добродетельным Идеальным Дерьмом», а иногда – одним из последних представителей племени снежных людей.

По итогам исследований Рокич опубликовал книгу «Три Христа Ипсиланти» (кстати, в 2017 году по ней сняли фильм «Три Христа» с Ричардом Гиром в главной роли). В ней он признался, что зря возомнил себя богом:

«Хотя я не смог избавить троих «Иисусов» от их иллюзий, они преуспели в избавлении меня от моих – о том, что незаметно меняя жизнь людей в условиях клиники, я могу менять самих людей. Я стал понимать (…) что у меня нет никаких прав, даже в клинике и даже во имя науки, самому изображать из себя божество».

Дилемма Хайнца

Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.

Читайте также:  Больше, чем любовь. Психолог о том, как вывести семью из кризиса

Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.

Статья по теме

ТЕСТ: Что вы за зверь?

Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?

Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.

Самонадувающийся шарик

Вам понадобится:

  • воздушные шарики
  • пластиковая бутылка
  • бытовая воронка
  •  уксус
  • пищевая сода

Чтобы показать ребенку этот забавный эксперимент, заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте  воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи!

После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов!

Смотрите подробное видео, как провести этот опыт с детьми в домашних условиях: