8 возрастных периодов развития человека по Эриксону

Недавно я перечитывал свой конспект тренинга Стивена Гиллигена (Stephen Gilligan), благодаря которому освоил еще одну модель коучинга — Генеративный коучинг. Стив упоминал стадии развития по Ницше, я решил узнать о них подробнее и поделиться с вами. И для полноты картины добавил еще стадии развития человека по Эрику Эриксону. Интересные сходства и различия в деталях. Надеюсь и вам пригодится.

Суть теории

Американский психолог Эрик Эриксон был последователем теории классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Но в отличие от австрийского исследователя, он полагал, что становление личности связано не только с сексуальным развитием, но и с социальными факторами. Эриксон разработал собственную концепцию и дополнил фазы Фрейда, считая, что совершенствование индивида не заканчивается в подростковом возрасте, а продолжается всю жизнь.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, человек в течение жизненного пути проходит 8 стадий:

  1. Орально-сенсорную.
  2. Мышечно-анальную.
  3. Локомоторно-генитальную.
  4. Латентную.
  5. Отрочество и юность.
  6. Молодость.
  7. Взрослость.
  8. Поздняя зрелость.

Все стадии — это план развития каждого индивида, который заложен на генетическом уровне. При рассмотрении структуры личности он учитывал три составляющие: сексуальное развитие, социальные и биологические факторы. В эпигенетической теории Э. Эриксона большое внимание уделяется эго-интеграции. Это чувство целостности собственного «я». Только в этом случае личность сможет удовлетворить все свои потребности.

Биография ученого

Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии в 1902 году. В детстве получил классическое еврейское воспитание: его семья ела только кошерную пищу, регулярно посещала синагогу, отмечала все религиозные праздники. Заинтересовавшая его проблема кризиса идентичности была напрямую связана с его жизненным опытом. Мать скрывала от него тайну происхождения (он рос в семье с отчимом). Появился он из-за внебрачной связи своей матери с датчанином еврейского происхождения, о котором практически нет никакой информации. Известно только, что его фамилия были Эриксон. Официально она была замужем за Вальдемаром Саломонсеном, который работал биржевым маклером.

Читайте также:  Правильное сочетание обоев и картин

В еврейской школе его постоянно дразнили за нордическую внешность, так как его биологический отец был датчанином. В государственной школе ему доставалось за иудейскую веру.

В 1930 году он женился на танцовщице из Канады Джоэн Серсон, с которой через три года эмигрировал в США. В своих работах в Америке он противопоставил теории Фрейда, в которой психологическое развитие личности подразделялось только на пять стадий, собственную схему с восемью этапами, добавив три стадии взрослого состояния.

Биография ученого

Также именно Эриксону принадлежит концепция эго-психологии. По мнению ученого, именно наше Эго отвечает за организацию жизни, здоровый личностный рост, гармонию с социальным и физическим окружением, становясь источником собственной идентичности.

В США в 1950-е годы он стал жертвой маккартизма, так как его заподозрили в связях с коммунистами. Он покинул университет Беркли, когда от него потребовали подписать клятву о лояльности. После этого работал в Гарварде и клинике в Массачусетсе. В 1970 году получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Ученый умер в штате Массачусетс в 1994 году в возрасте 91 года.

стадии развития человека по Ницше Верблюд — Лев — Ребенок

У Ницше есть теория о развитии человека, где он определяет три стадии, которые человек должен пройти, прежде чем станет полноценной, завершенной личностью — верблюд, лев и ребенок.

По мнению Ницше, человек рождается незавершенным. Это всего лишь «заготовка», набросок, которому только предстоит стать настоящим человеком.

Сначала любой человек — верблюд.

Подобно этому животному, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, он накапливает в себе знания, которые ему дают родители, школа, общество, религия и разные жизненные ситуации. Верблюд руководствуется основываясь на этих знаниях, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только «да». Он живет в прошлом.

Когда человек устает говорить «да», когда в нем накапливается слишком много «нет», которые он так долго подавлял в себе, верблюд переворачивается вверх ногами и становиться львом.

Лев все отрицает.

Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев — революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только «нет». Лев живет в будущем.

Читайте также:  Как выработать силу воли и дисциплину: полезные советы

Когда, разрушив все, лев понимает, что этот путь тоже не привел к счастью, он снова переворачивается и становиться ребенком.

Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем.

Ему нет надобности разрушать прошлое — он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.

Чтобы на жизнь интересно было смотреть, нужно, чтобы игра её была хорошо сыграна, а для этого требуются хорошие актеры. — Фридрих Ницше

Ницше считал, что 99% людей на земле застыли в стадии верблюда. Они беспрекословно выполняют правила, вбитые им в детстве и полностью перенимают модель поведения родителей, учителей, начальников. Слишком сложно вырваться из этого круга — очень сложно сказать «нет». Большинство живут в несчастье, накапливая в себе «нет» и задавливая его в себе.

Верблюдам очень не нравятся люди перешедшие в стадию льва, потому что те, нарушают привычный и спокойный порядок жизни. Они вызывают сомнение, заставляют думать. Это опасно, это слишком сложно. На протяжении всей истории львов бросали в тюрьмы, казнили, сжигали на кострах. Революционеры, писатели, поэты — это все львы. Но лев тоже несчастен, если прибывает в вечной борьбе.

Людей, перешедших в стадию ребенка очень мало. Их не видно — они просто выскальзывают из оков общества и не живут в нем. Это люди, которые просто строят свое счастье не смотря ни на что. Им по боку все правила и запреты.

Интересная модель, правда? Давайте посмотрим еще на одну — этапы психосоциального развития Эриксона.

Школьный возраст

Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

Читайте также:  Внутренняя грыжа брюшной полости: причины и симптомы болезни

Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

Школьный возраст

У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

60-… лет

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но, если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения личности и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый человеком жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов человеком влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android