Агрессивное поведение младших школьников

Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.
Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.
Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.
Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Причины агрессии и поведение родителей

В практической психологии существуют определенные причины, из-за которых ребенок ведет себя враждебно:

  • чувство страха и тревожности, который вызывает пока еще непонятный для малыша окружающий мир;
  • отстаивание собственной точки зрения и своих прав;
  • желание получить независимость и стать самостоятельным;
  • отсутствие возможности удовлетворить определенное желание;
  • запреты со стороны родителей или других взрослых.

Ребенок своим поведением отталкивает от себя, хотя в этот момент он наиболее остро нуждается в понимании и поддержке. Таким образом, он требует внимания, но недружественное отношение со стороны близких и окружающих, которое вызвано его поведением, порождает в нем страх и усиливает гнев.

Как правило, перед таким ярким проявлением агрессии ребенок пытается создать связь с близкими в приемлемой форме. Но если его просьбы остаются незамеченными, появляется враждебное поведение.

Взаимоотношения агрессивного ребенка в семье

В зависимости от воспитания, детская агрессия с возрастом проходит либо усиливается. В таком случае гнев становится неотъемлемой частью поведения. Малыш, который воспитывается в семье, где агрессия взрослых по отношению друг к другу считается нормой, растет зверенышем, уверенным, что все вопросы можно решить только силой. Если родители постоянно ругаются, закатывают истерики, хлопают дверями, ребенку очень трудно расстаться с негативными привычками. В семье же где царит мир, покой и дружелюбие, малыш с детства понимает, что добиться желаемого можно другим способом. Поэтому отказывается от проявления агрессии.

Ребёнок начинает понимать, что без проявления агрессии может получить желаемое

Виды асоциального поведения

Поведенческие девиации обладают широкой вариативностью. Современные психологи различают 4 вида асоциального поведения.

Противоправное Включает в себя такие действия, как хулиганство, унижение человеческого достоинства, мелкие кражи, угон транспортных средств, нападения, не имеющие целью ограбить или убить. Лица, которые совершили подобное, находятся под наблюдением представителей закона. Их считают способными на более серьезные поступки, связанные с нарушением правовых норм.
Аддиктивное Суть такого понятия состоит в желании уйти от реальности, погрузившись в один из видов зависимости. Последняя может быть химической (алкогольная, наркотическая, токсикомания), пищевой (булимия, анорексия), культовой (подразумевает вовлеченность в деятельность религиозных сект). Существуют также другие виды зависимостей (наиболее распространена компьютерная).
Аморальное Проявляется в несоблюдении нравственных и моральных норм. Такой тип асоциального поведения не несет прямой угрозы для общества, однако подвергается осуждению и порицанию. Сюда включают нежелание заниматься трудовой деятельностью, предоставление платных услуг интимного характера, бродяжничество, попрошайничество.
Преступное Подразумевает совершение действий, предусматривающих уголовную ответственность. В категорию преступного поведения включают бандитизм, кражи со взломом, грабежи, изнасилования, вымогательство, мошеннические махинации, организацию массовых беспорядков.
Читайте также:  Значение миндалевидного тела для человека

Профилактика агрессивного поведения

Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.

Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это неприятно другим, и учить способам разрешения конфликтных ситуаций, а также способам разрядки, перенаправления агрессивной энергии в конструктивное русло: физическая активность, спорт, творчество и т. д. И конечно, важно следить, какие телепередачи смотрит ребенок и в какие игры играет.

Основные причины детской агрессии

Чтобы не совершать ошибок в своем поведении по отношению к ребенку и обуздать первые признаки агрессии, давайте разберемся в основных причинах ее появления у детей.

Семейная обстановка как причина детской агрессии

Основные причины детской агрессии

Зачастую именно плохие взаимоотношения с родителями становятся причиной детской агрессии. Наблюдения психологов сумели подметить самые критические ситуации в семье:

  • Неприятие детей родителями. Установлено, что особо тяжелые формы агрессии развиваются у нежеланных малышей, чьи родители эмоционально недоросли до появления потомства. И хотя они стараются скрывать это от малыша, он на подсознательном уровне это чувствует. Поэтому любыми методами старается подчеркнуть свое право на существование, и получается это весьма агрессивно.
  • Полное безразличие со стороны родителей. Можно только представить как тяжело маленькой крохе, о которой неохотно заботится мать или отец, а то и вовсе относится к ней враждебно. Такой ребенок находится в постоянном страхе и совершенно нормально, что его поведение можно сравнить с ежиком, который ранит всех вокруг острыми колючками.
  • Нежелание родителей видеть в ребенке личность. Даже в год малыш — уже индивидуальная личность со своими, хоть и примитивными, взглядами на жизнь. Постоянная критика, одергивания, унизительные замечания очень быстро сделают из ребенка озлобленного агрессора.
  • Тотальный контроль или, наоборот, полное его отсутствие. Гипоопека (дефицит опеки) провоцирует гнев и чувство несправедливости, и чем дольше это будет длиться, тем неадекватнее будет становиться детское поведение. А гипероопека приводит к тому, что малыш становится разбалованным и беспечным. И первая же попытка родителей урезать вседозволенность малыша, будет вызывать приступ агрессии.

Личностные факторы, вызывающие детскую агрессию у малышей

Основные причины детской агрессии

По мнению детского психолога, агрессия может развиваться у ребенка на подсознательном уровне. На приступы немотивированной агрессии могут влиять такие факторы:

  • Отсутствие чувства защищенности. Тревоги и страхи матери во время беременности или ее неуверенность за жизнь малыша уже после родов, оставляют отпечаток на детской психике. Ребенок подсознательно видит во всем угрозу и защищается как может.
  • Эмоциональная нестабильность (возрастной кризис). До 7 лет психика детей неустойчивая, они начинают капризничать по любому пустяку, дерутся и не слушаются. Если родители слишком резко пресекают такие капризы, это часто превращает ребенка в неконтролируемого агрессора. В итоге если не проводится коррекция детской агрессии, есть все шансы вырастить морально неполноценного подростка.
  • Чувство вины. Малыши еще плохо отличают хорошее поведение от плохого, поэтому часто обижают родителей или сверстников. Если родители неправильно объясняют малышу как надо себя вести, он испытывает подавленное чувство вины и скрывает его за агрессией.
Читайте также:  Хронический холецистит на фоне деформации желчного пузыря

Ситуативные причины агрессии у детей

Основные причины детской агрессии

На поведение ребенка могут влиять совсем непредсказуемые факторы из внешней среды. Если понаблюдать за маленьким агрессором, можно заметить взаимосвязь негативной реакции с голодом, сильным шумом и другими раздражителями.

  • Переутомление. Даже у взрослых, которые плохо себя чувствуют или не выспались, появляется злость и раздражительность. Что тогда говорить о малыше. Пропущенный завтрак и бессонная ночь могут стать виновниками агрессии ребенка в детском саду.
  • Шум, жара, некомфортная одежда и другие раздражители. Громкая музыка, поездка в переполненном транспорте, высокая температура воздуха ― настоящий катализатор детской агрессивности.
  • Увлеченность телевизором, интернетом. В эпоху компьютерных технологий малыши осваивают ноутбук прежде, чем начинают говорить. Психологи уже начинают бить тревогу, умоляя родителей ограничивать доступ детей к интернету и телевизору. К сожалению, неуклонно растет количество детских психологических расстройств, агрессии и даже суицидов, повязанных именно с этими ресурсами.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его.

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Что делать, если вы сорвались на своего ребенка

Если вспышка агрессии уже случилась, и она была явно несоизмеримой с провинностью ребенка, ни в коем случае нельзя оставлять ситуацию как есть. Любой конфликт должен быть разрешен.

  1. Успокойтесь, придите в себя.
  2. Успокойте малыша, пожалейте его. Если он испуган и не идет на контакт, не настаивайте. Попросите других членов семьи успокоить его.
  3. Извинитесь.
  4. Попробуйте объяснить свое поведение.
  5. Если ребенок был неправ, спокойно объясните, в чем именно. Воздержитесь от обвинений.
  6. Скажите малышу, что вы любите его.

Не читайте нотаций, не нервничайте, не переходите на крик. Будьте спокойны, честны и искренни. Не впадайте в искушение загладить свою вину поблажками, разрешая ребенку делать то, что раньше было под запретом.

Позже наедине с собой проведите «разбор полетов» — проанализируйте ситуацию, постарайтесь выяснить, что послужило причиной вашему взрыву. Если у вас возникают сложности на каком-либо из этих пунктов, и вы не можете самостоятельно разобраться, как справиться с раздражением и злостью на ребенка, обратитесь за квалифицированной психологической помощью.

Работа над любыми отношениями, в том числе и над отношениям с детьми – это в первую очередь работа над собой. Поэтому, если агрессия в отношении детей, с которой вы не в состоянии справляться самостоятельно, это ваша постоянная проблема, вам необходимо обратиться к специалисту. Вероятнее всего, что за вашим гневом стоит неразрешенный конфликт с собственными родителями. Опытный клинический психолог в москве поможет разрешить его, а также научит конструктивно выражать свои эмоции, меньше беспокоиться и выстроить здоровые отношения с вашими детьми.

Агрессивное поведение подростков

Подростковая агрессия является темой отдельных исследований. В возрасте 13-16 лет дети хотят ощущать себя нужными, быть с кем-то близким, и, в то же время, утвердить собственную идентичность. Подростком начинает ощущать одиночество, пытается освободиться от влияния родителей. Отдаление ребенка от родителей — нормальный процесс. Он должен происходить постепенно.

Агрессивное поведение у подростков может быть вызвано такими причинами:

  • отношение учителей и родителей
  • органическое поражение мозга
  • эндокринный взрыв (рост тестостерона в организмах парней)

ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

У всех перечисленных групп детей нарушения поведения и изменения в характере развертываются на фоне первично сохраненной эмоционально-волевой сферы. Здесь, как правило, отсутствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях может быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе.

Изредка среди учащихся массовой школы попадаются так называемые дети-психопаты. Причиной психопатии являются либо патологическая наследственность, либо неблагоприятные воздействия на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни, По вопросу о наследственной психопатии существуют разные точки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как патология характера. Другие рассматривают психопатию как зачаточные или неразвившиеся формы психических заболеваний. Большинство авторов отмечают, что психопатические личности встречаются чаще в семьях, где в наследственности имели место психические заболевания.

К неблагоприятным внешним факторам, обусловливающим возникновение психопатий, относятся тяжелые родовые травмы, мозговые инфекции, действующие в период внутриутробного развития или в раннем детском возрасте, токсикоз в связи с длительными желудочно-кишечнымн или другими соматическими заболеваниями, а также факторы, оказывающие вредное влияние на зачаток (сифилис, алкоголизм, лучевая энергия, хроническое заболевание матери, токсоплазмоз, эндокринные нарушения и др.).

Трудности в поведении и характере детей-психопатов могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными причинами. Но при этом биологические данные, в том числе и наследственные, должны учитываться лишь как исходные моменты, не предопределяющие всех свойств и особенностей характера, который сформируется у ребенка в будущем. Тяжесть, или степень, психопатического состояния у ребенка будет во многом зависеть оттого, в каких условиях протекает его развитие. При правильном педагогическом подходе и благоприятных социальных условиях характерологические особенности ребенка могут настолько скомпенсироваться, что он может стать полноценным членом общества. Если же развитие психопатического ребенка протекает в неблагоприятных условиях, могут возникнуть значительные патологические нарушения в характере и поведении.