Депрессия у подростков: диагностирование и лечение расстройства

Казалось бы, детство — самое беззаботное и счастливое время, когда ребенок весело играет и радуется каждому новому дню, откуда взяться депрессии? Оказывается, современные дети быстрее взрослеют, они более сенситивны и восприимчивы ко всему, что их окружает. И не всегда детская психика справляется с происходящим.

Депрессия у подростков: симптомы и причины

  • отсутствие желания развиваться и стремления к учебе;
  • приступы агрессии или напротив, замкнутость и полное безразличие к происходящему;
  • головные боли и чувство угнетенности;
  • отсутствие аппетита;
  • плохой или тревожный сон, во время которого повышается потоотделение;
  • не проходящее чувство тревоги;
  • необоснованные приступы тоски и гнева;
  • возникновение мыслей о самоубийстве.

Депрессия в подростковом возрасте может появиться вследствие:

  • плохого обращения в школе;
  • проблем в семье;
  • отсутствия понимания со стороны близких;
  • отрицания ориентации;
  • отсутствия спортивных достижений.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ

  • Эмоциональное напряжение,
  • плохое настроение,
  • раздражительность,
  • повышенная утомляемостью,
  • сложностью с концентрацией внимания,
  • нарушение сна,
  • снижение или нарушение аппетита.

Как выйти из депрессии?

Помощь при депрессии главным образом включает применение когнитивно-поведенческой терапии (КБТ) и антидепрессантов.

Перед началом лечения психиатр проводит диагностику депрессии и сопутствующих расстройств и, исходя из этого, производит подбор препаратов. Психолог или психотерапевт при депрессии проводит курс когнитивно-поведенческой терапии, в результате которого пациент узнает причины и механизмы своего расстройства, приобретает контроль над негативными мыслями, учится включать активность, не дожидаясь настроения, и в то же время получать удовольствие от любимых ранее занятий и изменяет глубинные психологические механизмы, поддерживающие депрессию.

Итак, при депрессии главным образом применяются

  • когнитивно-поведенческая психотерапия
  • антидепрессанты из группы СИОЗС или СИОЗСН
  • интерперсональная терапия
  • соблюдение режима сна, питания, физкультура

В большинстве случаев депрессия успешно лечится без госпитализации. В тяжелых случаях рационально проводить лечение в больнице, но это случается относительно редко, и такое решение принимается совместно с пациентом.

Помощь при депрессии у детей и у подростков, у пожилых и во время беременности имеет свои тонкости выбора препаратов и ведения психотерапии. В нашей клинике работают и детские специалисты, и специалисты для позднего возраста, которые смогут провести правильное лечение, соответствующее возрастным особенностям.

Важно помнить, что депрессия – это не слабость характера, не стоит обвинять себя или своего близкого в неспособности радоваться. Депрессия — это психическое расстройство, и для его лечения существуют эффективные методы.

Существуют опросники для самостоятельного заполнения, с помощью которых Вы можете сделать предварительный вывод, нужна ли Вам помощь профессионала.

Диагностика депрессии у детей младшего школьного возраста

Депрессия у младших школьников не диагностируется при помощи специфических биологических тестов, хотя существуют некие биологические маркеры, которые сейчас изучают на предмет того, подойдут ли они в качестве диагностического метода.

К примеру, у некоторых больных на тяжелом депрессивном этапе проявляется гипосекреция гормона, отвечающего за рост. Такая реакция является ответом на инсулининдуцированную гипогликемию. Существуют также случаи, при которых секреция гормона роста находится на чрезмерном пике во время сна.

Но пока что по-настоящему чувствительные методы специфической диагностики, которые могут иметь большое значение в процессе выявления депрессивного состояния, все еще не разработаны, однако можно выделить диагностические критерии: Иовчук Н.М., Северный А.А. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2012. — № 1. С. 121

1. Снижение настроения с мрачным пессимистическим видением будущего (бессмысленностью существования при так называемой резонерствующей депрессии).

2. Идеаторная заторможенность (не всегда) со снижением способности к сосредоточению и вниманию.

3. Моторная заторможенность (вялость, чувство необъяснимой усталости).

4. Идеи самоуничижения и виновности (в легких случаях — заниженная самооценка, неверие в свои силы).

5. Соматовегетативные расстройства, характерные для депрессии, — нарушение сна, снижение аппетита, запоры.

Дифференциальная диагностика

Для врача-педиатра наиболее актуальна дифференциальная диагностика между соматизированной депрессией и соматическим заболеванием с депрессивной реакцией на болезнь. Дифференциальная диагностика в первую очередь требует исключения соматического расстройства. Это оценивают по совокупности результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, врачебного наблюдения. Наличие признаков депрессивного расстройства требует дополнительной консультации психиатра, по заключению которого решают вопрос о месте и методах лечения.

Дифференциальную диагностику депрессии проводят с прочими аффективными нарушениями, например, дистимией, а также биполярным аффективным расстройством. Последнюю болезнь особенно актуально дифференцировать у молодых пациентов.

Также проводится диагностика с такими психическими заболеваниями, как шизофрения, шизоактивное нарушение, деменция. Помимо этого, нужно различать депрессию с зависимостью от различных психотропных препаратов (которые принимались как нелегально, так и по назначению врача) и состояниями, которые проявились как результат неврологических или соматических болезней.

Если депрессия у младших школьников имеет психотическую симптоматику, помимо антидепрессантов назначают ЭСТ или нейролептики. Если у больного проявляются такие атипичные симптомы, как повышение аппетита с большой тягой к сладостям и пище, насыщенной углеводами, а также чувство тревоги, перепады в настроении, сонливость и нежелание принимать отказ — нужно прописывать либо лекарства, которые усилят серотонинергическую активность, либо ингибиторы моноаминооксидазы. Иовчук Н.М., Северный А.А. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2012. — № 1. С. 123

Депрессия, имеющая психотические признаки (галлюцинации, бред), может по содержанию как совпадать с депрессивными мотивами, так и не совпадать. У кататонических проявлений наблюдаются такие признаки, как негативизм, психомоторные проблемы, эхопраксия и эхолалия.

Читайте также:  Что подарить женщинам на работе на 8 Марта

Детская депрессия: симптомы

Как понять что у ребенка депрессия? Проявления депрессии у детей зависят от возраста — к такому выводу пришли врачи-психиатры при наблюдении за малышами и подростками. Так, главными признаками депрессии у детей до трехлетнего возраста является сочетание плохого аппетита с грустным и унылым видом. От этого малыша не услышишь типичного вопроса трехлетки «а почему…?», он не принимает участия в детских играх, ведет себя вяло и выглядит сонливым, сидя где-то в сторонке. При этом родители отмечают, что ему сложно засыпать ночью, он часто мучается бессонницей.

Депрессия у детей после трех лет и до школьного возраста проявляется в крайностях: ребенок то становится медлительным, нежелающим общаться и мрачным, то впадает в истерику и ведет себя крайне беспокойно. Обычно депрессивный ребенок обвиняет родителей в том, что они его не любят, может рассказывать посторонним, что его усыновили из детдома. Он страшится замкнутых пространств (лифтов, помещений без окон) и темноты. Также симптомами детской депрессии могут быть недержание мочи или нервный тик.

По каким еще признакам можно заподозрить детскую депрессию?

Детская депрессия: симптомы
  • Признаками депрессии у детей являются изменения чувств: если раньше ребенок был общителен, активен и весел, то сейчас он стал часто пребывать в печали, испытывать страх и чувство вины, проявлять гнев и агрессию, а иногда напротив — демонстрировать вялость и беспомощность.
  • Также проявлением депрессии у детей может стать ухудшившееся состояние организма: они жалуются на боли в голове или животе, у них нет желания играть или что-то делать, пропадает аппетит, мало энергии, они долго засыпают, хотя и выглядят усталыми.
  • Симптомом депрессии у детей может стать изменение образа мышления: ребенок может часто упоминать о том, что виноват в чем-то и что его жизнь никому не нужна, часто теряет концентрацию и не может сосредоточиться. У него неожиданно может случиться истерика по незначительному поводу.
  • Ребенок не желает играть и общаться с детьми, теряет интерес к развлечениям, которые раньше ему нравились.

Что делать, если вы пытались помочь ребенку самостоятельно, однако ни движение, ни творчество, ни разговоры по душам не дают даже мизерных результатов? Как выйти из депрессии ребенку, как оказать ему помощь? Прежде всего — не впадайте в панику. Депрессия у детей, даже самая глубокая, поддается лечению. И теперь ваша задача — обратиться к специалисту. Начните с педиатра, но не рассчитывайте, что любой из детских врачей серьезно отнесется к симптомам вашего ребенка. Поэтому, в любом случае, добивайтесь комплексного обследования, чтобы определить — не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. К примеру, проблемы со щитовидкой или анемия могут вызывать симптомы, похожие на депрессию. Но чтобы это установить, потребуется пройти специальные тесты.

Если с физиологией все нормально, подкрепите свои предположения наблюдениями других людей — поговорите со школьными учителями, воспитателями, спросите — не заметили ли они изменений в поведении и настроении ребенка. И даже если никто ничего не подтвердил, сосредоточьтесь на вашем чаде и будьте готовы обратиться к специалистам. В зависимости от степени и длительности депрессии, на помощь ребенку придут детскиий или подростковый психолог, детский врач-психиатр или врач-невролог.

Виды и симптомы депрессии

Как понять, что происходит с ребенком?

Следует знать, какие признаки появления депрессии у подростка имеются.

Перечисляем:

Виды и симптомы депрессии
  1. снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;
  2. плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;
  3. СДВ;
  4. бессонница;
  5. апатия, раздражительность, подавленность;
  6. нарушение или полное отсутствие аппетита;
  7. отстранение от общества (ангедония);
  8. плохая концентрация, трудности с принятием решений;
  9. немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;
  10. суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Также присутствуют и физические симптомы нарушения психического состояния (частые мигрени, мышечная слабость, кожные сыпи, зуд, нарушение стула, боли в желудке и сердце).

Существует определенная классификация депрессивных состояний. В зависимости от видов депрессии различается и симптоматика:

  1. Реактивная.
  2. Меланхолическая.
  3. Тревожная депрессия.
  4. Дистимия.
  5. Биполярное расстройство.

Наиболее часто встречается реактивный вид депрессии (в возрасте от 12 лет до 17). Развивается в результате развода родителей или смерти близких.

Меланхолическая депрессия характеризуется проявлениями угнетенного состояния, тоски. При этом отмечаются нарушение сна, заторможенность реакций, присутствуют мысли о суициде.

Виды и симптомы депрессии

Если депрессивный подросток проявляет признаки беспокойства, паники, растерянности, страха смерти, то это указывает на тревожную депрессию.

Дистимией называется вялотекущая депрессия, которая имеет смазанную симптоматику и может длиться даже несколько лет. Вследствие заболевания возможны проблемы в социальной адаптации, поведение подростка сложно поддается медикаментозной коррекции.

Частое изменение поведения ребенка от депрессии к агрессии может указывать на биполярное расстройство, то есть на маниакально-депрессивный психоз.

Участие родителей

Как показывают социологические опросы, большинство родителей не знают, что делать с депрессией у подростка. Только с помощью постоянной родительской поддержки ребёнок сможет без потерь преодолеть этот сложный жизненный этап. От того, как пройдёт переходный период, во многом зависит будущая жизнь человека.

Родители должны побеседовать со школьными учителями и попросить их воздержаться от резкой критики по отношению к своему чаду. Нужно постараться оградить подростка от той компании, где над ним постоянно насмехаются. Сын или дочь обязательно должны знать, что родители их очень любят и ценят. Необходимо как можно больше времени проводить вместе за каким-нибудь общим занятием. Хорошо, если родители станут для ребёнка настоящими друзьями, с которыми ему будет интересно.

Если близкие родственники не могут самостоятельно справиться с проблемой, для того чтобы помочь подростку выйти из депрессии, придётся обратиться за советом к профессиональному психологу. Советы специалиста могут носить различный характер в зависимости от тяжести и специфики заболевания.

Читайте также: 

К врачу следует обращаться в следующих случаях:

  1. наблюдаются заметные самоповреждения на теле больного;
  2. ребёнок изолирует себя от окружающего мира и постоянно хочет находиться в одиночестве;
  3. у подростка прогрессирует безразличие к окружающему миру;
  4. больной устраивает длительные голодовки и становится агрессивным.

У больного, находящегося в возрасте 10−15 лет, как правило, наблюдается ухудшение физического самочувствия, потеря аппетита и прогрессирующая апатия. У детей постарше депрессивное состояние выражается в некоторой заторможенности. У них резко падает успеваемость в школе, появляется необоснованная агрессия. Однако наиболее сложный период относится к 15−19 годам. В это время перед ребёнком встаёт очень много вопросов о смысле жизни и своём дальнейшем существовании. Во время становления личности родители обязательно должны быть рядом, ведь только они смогут дать правильный совет и направить своего отпрыска в нужное русло.

Чтобы вывести своё чадо из депрессии, родителям потребуется обеспечить своему ребёнку полную эмоциональную поддержку в любых жизненных ситуациях.

Взрослые всегда должны слышать, о чём с ними говорит подросток, и не оставлять без внимания его просьбы. Родительская любовь и забота — самое хорошее средство для борьбы с юношеской депрессией.

Как помочь ребенку?

Для того, чтобы вывести его из депрессивного состояния, стоит прибегнуть к следующим рекомендациям.

Наладить режим сна и бодрствования, который должен соблюдаться даже в праздники и выходные.

Питание должно быть сбалансированным, стимулировать мозг к выработке серотонина, который служит природным антидепрессантом. Для этого необходимо присутствие в рационе бобовых, макарон, хлеба, цельнозерновых изделий (сложные углеводы в этих продуктах способствуют выработке серотонина).

Также важно употреблять белковую пищу (рыба, мясо, орехи), которая увеличивает содержание в мозге гормонов дофамина и норадреналина, повышающих настроение.

Взрослым в период повышенной ранимости следует избегать упреков и замечаний, быть осторожными в выражении шуток, кажущихся на первый взгляд безобидными. Депрессивное состояние блокирует чувство юмора.

Не принимайте жалобы ребенка за усталость, апатию, безделие и лень.

Если ребенку хочется плакать, позвольте ему сделать это.

Определите совместно около 20 приятных занятий, в течение дня находите время для них, просите ребенка отмечать ощущения, которые он испытывает: визуальные, тактильные, слуховые и т.д.

Старайтесь, чтобы его окружали светлые вещи (хорошо воздействует на психическое состояние небесный цвет и цвет моря). Если есть возможность, смените обстановку в детской комнате, переклейте обои, смените занавески.

Полезно стимулирование дыхания депрессивного ребенка с помощью таких занятий, как дыхательная гимнастика, плавание, катание на велосипеде.

Кроме того, предоставьте детям простор для самовыражения — рисование, танцы, музицирование, пение, чтение стихов и т.д.

Помните, что одна из главных задач родителей — показать своему ребенку всю полноту и многообразие окружающего мира, людей живущих в нем.

Это крайне важно для того, чтобы взрослеющий человек впоследствии имел более широкое представление о жизни и выбирал свой путь, опираясь на те, прекрасные впечатления, которые он получил в детстве.

Как выйти из депрессии? Психология

Почему возникает детская депрессия с до лет?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

  • нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

  • боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

  • кашель, нарушение вдоха;

  • экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

  • головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

  • Длительное повышение температуры в пределах 37,1—38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала.

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Когда дитя подрастает, у него происходят значительные изменения в психике. В это время могут воздействовать разные факторы:

  • Воспитание в семье.
  • Социализация в детском дошкольном учреждении.
  • Развитие речи, мышление.
  • Соматические причины – много разных недомоганий.

Как правило, родители замечают плохое настроение ребенка. У дошкольников появляются такие признаки:

  • Нарушается двигательная активность, теряется энергия. Если ребенок раньше постоянно играл, отдавал предпочтение определенным видам занятия, то во время депрессии отказывается от всего.
  • Печаль, плач, чувство скуки.
  • Боится темноты, появляется страх одиночества.
  • Много соматических недомоганий – болезненные ощущения в животе, ломит тело, болит голова.

Как правило, все причины накапливаются вместе. Некоторые детки впадают в депрессию после развода родителей. Бывает, что сначала у ребенка биологические причины – перинатальное нарушение, а через некоторое время он переживает сильный стресс и впадает в депрессию.

Запуск такой душевной патологии, как детская депрессия, довольно хорошо изучен психологами. При этом речь идет о следующем механизме ее развития:

  • Нарушение серотинового баланса. Очень часто именно данный фактор начинает образовывать цепочку, которая приводит в дальнейшем к началу депрессии.
  • Дисфункция нейромедиаторов. Непосредственно они служат для связи между собой нервных клеток, что делает работу данной системы бесперебойной.
  • Дисбаланс между функциями торможения и возбуждения. После перечисленных патологических этапов происходит подобное, что приводит к доминирующему процессу торможения.
Читайте также:  Зачем мужчины заводят любовниц — откровения и подробности

Итог всего описанного — это начало прогрессирующей у ребенка депрессии. Психологи в данном случае советуют не шутить с описываемыми вещами, которые могут кардинально разрушить детскую психику.

Легкие когнитивные нарушения

Незначительные пренатальные нарушения, осложнения во время родов, неосложненные заболевания нервной системы, дефицит витаминов и минеральных веществ могут привести к легким когнитивные нарушениям.

Диагноз когнитивные нарушения в легкой форме чаще ставят мальчикам, чем девочкам. Симптомы таких состояний обычно начинают проявляться в 5-7 лет и часто воспринимаются окружающими как индивидуальные особенности ребенка. Классификация когнитивных нарушений легкой степени:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • расстройства устной и письменной речи
  • проблемы со счетом
  • общие трудности с успеваемостью и поведением в школе

Легкие когнитивные нарушения обычно проявляются эпизодически, часто носят неяркий характер, что затрудняет диагностирование — их зачастую ошибочно относят к дефектам в воспитании, недостаткам силы воли, избалованности ребенка и т.д. Поэтому при любом подозрении на когнитивные нарушения у ребенка, его нужно обязательно показать психоневрологу и, при необходимости, провести курс лечения.

Диагностика и терапия когнитивных нарушений имеют свои особенности, которые связаны с возрастом ребенка, тяжестью проявлений, индивидуальными чертами самого пациента. Узнайте больше о разнообразии симптомов, возможностях выявления и современных способах коррекции когнитивных нарушений у детей.

Получайте новые статьи и спецпредложенияПодписатьсяТакже Вам может быть интересно:

Диагностика депрессии у подростков

Осмотр. Врач проведет физикальный осмотр, задаст ряд вопросов о здоровье Вашего ребенка, чтобы исключить физические причины депрессии. В некоторых случаях депрессия может быть вторичной, то есть вызванной другим заболеванием. 

Лабораторные тесты.

Врач может назначить 

общий анализ крови

, или анализ на гормоны щитовидной железы вашего подростка, чтобы убедиться в отсутствии иных заболеваний. 

Психологическая оценка. Эта оценка заключается в обсуждении с вашим подростком его/ее мыслей, чувств и поведения, и может включать в себя анкетирование. Это поможет точно определить диагноз и измерить риск осложнений. 

Для постановки диагноза депрессии состояние вашего подростка должно соответствовать критериям Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), опубликованным Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется психиатрами для диагностики психических состояний.  

Послеродовая депрессия. Вопросы и ответы

Интервью с доктором Марком Заковски, акушером-гинекологом и …

Симптомы могут быть основаны на ощущениях вашего подростка или на наблюдениях людей, находящихся рядом с ним. Для диагностики депрессии симптомы должны отмечаться большую часть дня, почти каждый день, в течение, по крайней мере, двух недель, и вызывать изменения в обычном поведении подростка. 

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью) 
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие. 
  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив — резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита 
  • Бессонница или чрезмерная сонливость 
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям 
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность 
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины 
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания 
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства. 
Диагностика депрессии у подростков
  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза 
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека. 

Атипичная депрессия.

При этом типе депрессии ключевыми симптомами являются хроническое чувство голода, увеличение веса, сонливость, ощущение избыточной тяжести рук и ног, и трудности поддержания межличностных отношений. 

Депрессия и ее оттенки

Бывали ли у вас тяжелые события в жизни, после которых вы чу…

Послеродовая депрессия. Этот тип депрессии может встретиться у молодых матерей. Послеродовая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более интенсивными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Психотическая депрессия. Это тяжелая депрессия сопровождается психотическими симптомами, такими как бред или галлюцинации. 

Дистимия.

Это менее тяжелая, но более долгосрочная форма депрессии. Не вызывая грубых симптомов депрессии, это расстройство все же может мешать подростку нормально функционировать в повседневной жизни, и снижает качество жизни. 

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей. 
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение. 
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства. 
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства. 
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии. 
  1. Признаки депрессии у подростков 13 лет тест
  2. Признаки депрессии у подростков 14 лет тесты
  3. Признаки депрессии у подростков, симптомы, как помочь, видео
  4. Как не пропустить первые признаки анорексии у дочки?