Детские страхи и как с ними бороться

Не стесняйтесь говорить, что делать многие вещи в жизни — тяжело

Трудности — это часть жизни

Кейти Вестенберг, мать четверых детей и блогер, дает несколько ценных советов о том, на что нам, как родителям, следует обратить внимание, если мы хотим воспитать детей, которые не будут пасовать перед трудностями.

«Началась история с того, что мой младший сын учился ездить на велосипеде без дополнительных колес. Я бегала за ним по двору, поддерживая за седло. Бегала я довольно долго, пока не вернулся с работы мой муж, не занял мое место и не отпустил велосипед: наш мальчик поехал сразу же. Я задумалась: сколько времени я пробегала бы за ним? Мне было легче пыхтеть, придерживая седло, чем увидеть как он, не дай бог, ударится. А ведь жизнь полна трудностей. Как воспитывать детей, чтобы они преодолевали их самостоятельно?

Разрешите им ошибаться

Наш дом — тренировочная база для будущего детей. И для вашего будущего. Здесь дети получают безусловную любовь, здесь никто не должен их ругать за ошибки, за то, что что-то не получается, здесь они могут научиться терпеть ушибленные коленки и пробовать снова и снова. Я склонна долго «держать велосипед», но ведь во взрослой жизни никто для моих детей этого делать не будет. Пусть дети научатся тому, что у их действий есть последствия, что нужно прощать, а если упадешь — встать и пробовать еще и еще.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

–  Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.

–  Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

–  Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.

–  Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:

  • Игры с песком. Из песка можно построить любой предмет, вызывающий у ребёнка страх, а затем сломать, или закопать страшный предмет страха в песок и залить водой. Нужно повторять это несколько раз, пока не наступит успокоение.
  • Игры с куклами. Придумайте «страшную историю» с пугающим малыша объектом, разыграйте мини-спектакль, как смелая кукла справляется со «страшилкой». Это поможет естественно пережить проблему, снять напряжение и освободиться от страха.
  • Сочинение добрых сказок. Сказки очень эффективны в общении с детьми. Поэтому, придумывая сказочные истории, ориентированные именно на вашу конкретную проблему, помогут ребёнку преодолеть собственный страх. В мире сказки дети находят элементы реальной жизни и с помощью примера положительного персонажа сами стремятся победить страх.
  • Рисуночный игры. Рисование помогает снижать напряжение. Выливая на бумагу свои переживания и страхи, дети освобождаются от них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх, а затем  тщательно его зачеркнуть, затем порвать на мелкие кусочки и выбросить. Убедите малыша, что страх исчез навсегда вместе с бумагой.
  • Разучивайте с ребёнком песенки и стихи, утверждающие победу над страхом, (например, «Не стоит темноты бояться» В. Данько)

    Не стоит темноты бояться, Ведь очень добрая она, Вам сны чудесные приснятся, Когда в окно глядит луна. Усни, малыш, усни, Свои закрой ты глазки, Тогда увидишь сны, Как побывал ты в сказке.

  • Помните, что родители – это и защита, и поддержка, и психолог для ребёнка. Если чего-то малыш боится нужно предъявлять ему в малом объёме с максимальной психологической поддержкой. Например,чаще всего дети боятся больниц, врачей и уколов. Играйте в больницу дома, пусть ребёнок будет врачом, а вы больным, пусть он вам ставит уколы, а вы показывайте, что это не так страшно, как кажется («Ну подумаешь укол? Укололи и пошёл»). На прогулке гуляйте возле поликлиники, рассказывайте, что здесь врачи помогают больным и т.д.

Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти  им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы. К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если  вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Самый сложный детский возраст — от полутора до 6-и лет. Дети умом мало что понимают. У них на первом месте — ощущения и эмоции, малышей сложно уговорить на какую-ту манипуляцию или заставить выпить лекарство. Лечение превращается в настоящий кошмар и для лечащего доктора, и для родителей.

Больничный персонал имеет большой опыт в отвлечении маленьких пациентов, в крупных медицинских центрах предусмотрена должность психолога, основам медицинской психологии обучают и волонтеров, которые помогают больным детям со сложными диагнозами и необходимостью длительного лечения адаптироваться к новому состоянию и не упасть духом.

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Эти же рекомендации психологов помогут и родителям, которые лечат малышей дома — от простуды, инфекционных болезней, банального поноса или легкой травмы. Простые действия позволят переключить малыша от капризов, поднять ему настроение, а значит, и лечение будет более эффективным и коротким.

Читайте также:  Писчий спазм: особенности, симптомы и лечение

Совет 1. Фантазия вам в помощь

Дети любят сказки, много фантазируют и очень положительно отзываются, если это делают взрослые. И почему бы не использовать эту возможность?

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Пусть с малышом вместо вас разговаривает кукла. Важный прием — она должна быть ниже уровня лица, а взрослый не должен смотреть ребенку в глаза, так малыш полностью переключит свое внимание на игрушечного персонажа. Вот от его имени и надо далее вести беседу — смешить, рассказывать, как сам когда-то болел, договариваться принять лекарство.

Идеальный вариант — маленькая куколка на руку, на палец, она позволяет параллельно выполнять нужные манипуляции.

Если нужно сделать укол, можно преобразовать «страшный» шприц в «доброго» – достаточно нарисовать или наклеить ему глазки и улыбку. И уже от его имени договариваться, при этом, ребенку надо дать право выбора: например, в какую ручку лучше уколоть, с закрытыми глазами или открытыми, можно кричать или будем тихо, и т.п.

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Еще один хороший способ отвлечения — найти компаньона по болезни и «лечить» его параллельно. Это может игрушка или что угодно.

Вот пример из жизни: 4-летний ребенок панически боялся уколов. По совету психолога, у них вдруг «заболел диван». Родителям пришлось купить большой шприц в ветаптеке и ставить уколы дивану, чтобы у того не отвалились пружины. Шприц с лекарствами для малыша рядом казался таким мизерным, что ребенок давал себя уколоть без возражений и плача. А под конец сказал, что хочет стать врачом и лечить маленьких детей.

Совет 2. Дайте возможность ребенку пожаловаться — на болезнь, на врача, на несправедливость жизни

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Многие дети боятся докторов и лечения настолько, что даже не смеют их вспоминать, таят этот страх в себе, заменяя общение капризами и слезами. Открыться малышу поможет прием «психотерапия». Можно взять диктофон, микрофон, музыкальную колонку, старый телефон и сказать, что «сегодня тут принимают все жалобы и грустные истории». Можно с этим оставить ребенка наедине, или попросить разрешения послушать.

Еще один способ вызвать ребенка на откровение — пожаловаться самому, рассказать свою грустную историю болезни (только без ужасных подробностей). И, главное, эта история должна иметь счастливый финал — лечение было неприятным, но потом наступило выздоровление.

Совет 3. Никаких перепуганных лиц и слез у родителей

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Когда взрослые кругом ходят с трагическими выражениями, шепчутся за углами (еще хуже, вслух озвучивают самые неблагоприятные прогнозы), а глаза у мамы красные от слез, то тревога у малыша становится настолько большой, что он самостоятельно с ней справиться не может. Это усугубляет саму болезнь и отодвигает излечение.

Как бы тяжело не было, ребенок должен видеть спокойных родных, уверенных в том, что скоро все закончится и болезнь уступит.

Почаще улыбайтесь ребенку (только не пластмассовой американской улыбкой, а искренне). Улыбка любящих родителей — самая большая поддержка в трудные минуты.

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Можно даже вместе с малышом посмеяться над болезнью, придумать сказку, как Добрый молодец Укол убивает злую бабу Болезнь. Это поддержит выздоровление и, что доказано японскими медиками, повышает иммунитет.

Совет 4. Просите окружающих и самого ребенка о помощи

Даже если вы остались сам-на-сам с больным ребенком, всегда найдется рядом человек, который искренне согласится помочь, пусть в мелочи, в добром слове, в моральной поддержке.

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Больничный коун очень помогает родителям в лечении

Выгорание родителей тяжело больного ребенка — самое трудное в лечении. И доктора, и малыш перестают получать поддержку с их стороны, им самим уже требуется психологическая помощь. Это надо предусмотреть родителям заранее — не зацикливаться на болезни, а находить отдушину для себя в чем-то еще, общаться с другими людьми, помогать тем, кому еще хуже.

В сложные минуты можно попросить помощи у самого ребенка — пусть он обнимет, поцелует, что-то скажет на ушко — и сразу станет намного легче, появится второе дыхание.

Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка

Ребенок боится стоматолога – что делать?

Иногда дети относятся с опаской к определенному доктору – чаще всего, к стоматологу. В этом случае сложно говорить не только о лечении больных зубов, но и о профилактическом наблюдении. Как подружить малыша с дантистом?

  1. Выберите врача по рекомендации – узнайте у своих знакомых и друзей, в какой специализированной детской клинике они лечат детей.
  2. Придите на первый прием как на экскурсию. Попросите доктора продемонстрировать крохе свой кабинет, инструменты, разрешить посидеть в кресле.
  3. Не следует акцентировать внимание на неприятных ощущениях, собираясь с ребенком к дантисту. И в то же время нельзя говорить, что стоматолог совсем ничего не станет делать, – это неправда.
  4. Не пытайтесь за одно посещение вылечить несколько зубов – малыш не выдержит в стоматологическом кресле больше 15 минут и раскапризничается.
  5. Расскажите, что всегда будете рядом с ребенком и обязательно придете ему на помощь, если это будет нужно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Каждая мамочка – сама себе психолог, поэтому мы решили узнать, что делали те родительницы, в чьих семьях подрастают маленькие трусишки, категорически отказывающиеся контактировать с педиатром.

Евгения, мама двухлетнего Данилы: «Моему сыну в точно такой же ситуации помогло следующее. Мы сменили участкового врача на платного и привели на обследование не ребенка, а любимого плюшевого медвежонка. Доктор быстро поняла, в чем дело, тщательно «лечила» мишку, а только потом приступила к Даньке. С тех пор мы с искренней радостью ходим к доброй тете, чтобы подлечить …медведя».

Елизавета, мама 4-летней Кати: «У нас эта проблема с возрастом стала не такой острой. Мы часто читаем про Айболита, купили дочурке докторский комплект (уколы, трубочки, градусники). На приеме стараюсь не переживать и спокойно разговариваю с медиком. А когда собираемся в поликлинику, обязательно говорю, что там будут делать и что это будет практически не больно».

Анна, мама трехлетней Дианы: «У нас была подобная ситуация… Дочка просто визжала, увидев человека в белом халате. Но однажды пришли к стоматологу, который смог с ней подружиться, и Дианочка вообще у него не плакала. А дома даже спросила: «Когда мы еще пойдем вырывать зубки?» Вот таких замечательных медиков можно встретить!»

Читайте также:  Первые признаки Альцгеймера или просто забывчивость?

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

  • 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
  • 6-7 лет;
  • 11-12 лет.

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

  1. «Быть не собой».
  2. Провала, осуждения, наказания.
  3. Физического уродства.
  4. Одиночества.
  5. Бесперспективности и невозможности самореализации.

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

Лечение

  1. Важно наличие психотерапии, а именно ее игровой формы. Важно, чтоб в процесс исцеления от страха включался психолог со школы, в которой учится ребенок. Этот специалист сможет наглядно оценить состояние ученика непосредственно в школьных стенах, и разберется в причинах, спровоцировавших страх. Школьный психолог научит, как реадаптироваться в школе.
  2. Хорошо себя зарекомендовали групповые занятия, обучающие коммуникативным навыкам и конфликтному взаимодействию с другими детьми.
  3. Если причина фобии кроется в буллинге или моббинге, то обязательно должна проводиться работа психолога со школьным коллективом.
  4. Арт – терапия. Возможность при помощи искусства, выражения своих чувств в нем, избавиться от фобии. Тут и хореография, и рисование, и вокал, и занятия музыкой, и многое другое. Часто специалист останавливает внимание ребенка на рисовании, просит изобразить свой страх.
  5. Когнитивно – поведенческая терапия. Задача психолога заменить негативные мысли позитивными. Специалист будет задавать специальные вопросы, необходимые для выяснения степени фобии. Важно, чтоб малыш сам желал излечиться от страх, был заинтересован в выздоровлении. Такой тип терапии включает в себя две части: индивидуальные сеансы (между школьником и специалистом) и домашние задания (познакомиться со сверстниками, самостоятельно сделать школьные упражнения, поучаствовать в классном мероприятии).
  6. Решая вопрос с применением медикаментов, необходимо учитывать два важных момента. Первый – возраст больных указывает на необходимость подбора безопасного медикамента. Второй – средства такой категории влияют на состояние ЦНС, которая еще находится на стадии развития, поэтому не исключен риск возникновения последствий. Именно поэтому прием медикаментов допустим в очень тяжелых и запущенных случаях, когда малыш совершенно неспособен себя контролировать. Когда имеет место легкий случай, то хватает терапии с психологом и лечения социализацией.
Лечение

Важно, чтоб родители понимали, что самопроизвольный прием медикаментов недопустим. Процесс лечения должен быть под строгим наблюдением специалиста, а лекарства, если они необходимы, должны выписываться в индивидуальном порядке, с учетом особенностей ребенка и запущенности его состояния.

Выводы: как помочь ребёнку преодолеть страх

  1. Контролируйте себя и своё отношение к окружающему миру. Реагируйте спокойно на новые объекты и неожиданные ситуации.
  2. Если вы встретили то, что ребёнок может воспринять как опасность, разъясните ему, с чем вы столкнулись и как правильно на это реагировать. Например, если вы видите осу, объясните, чем она занимается и как надо себя вести, чтобы она просто пролетела мимо, не обратив на вас внимания.
  3. Используйте слово «опасно» только по необходимости, а не тогда, когда хотите обозначить им запрет.
  4. Обговорите с родственниками, которые принимают участие в воспитании ребёнка, что делать можно, а что нельзя: исключите Бабаек, наказания в виде запирания в других комнатах и даже угрозы таковых ситуаций.
  5. Контролируйте свои эмоции, старайтесь не повышать голос и ни в коем случае не применяйте физическое наказание. Этим вы не решите проблему, а только породите страх у ребёнка перед вами.
  6. Старайтесь не оставлять ребёнка одного или с чужими людьми. И имейте в виду, что даже ваши родственники могут показаться малышу чужими, если они видятся раз в месяц.
  7. Избавляйтесь от своих страхов. Если самостоятельно не получается, обратитесь к специалисту. Не нужно усложнять ребёнку жизнь, передавая ему собственные фобии.
  8. Если детский страх уже проявился, попробуйте его приручить или избавиться от него. Например, можно нарисовать или слепить страх, поговорить с малышом на эту тему. Продемонстрируйте ребёнку, что с кошмарами можно и нужно бороться. Тогда страх постепенно исчезнет, укрепив при этом характер ребёнка.
  9. Не стыдите ребёнка и не наказывайте за то, что он чего-то боится. Устранение фобии требует поддержки и терпения. Так поддержите малыша и будьте терпеливы.
  10. Поощряйте самостоятельность ребёнка. Уверенность в том, что он многое знает и умеет, сделает его смелее и постепенно искоренит фобию.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет Получить уроки

Нозокомефобия основные признаки и симптомы

В независимости от того, по какой причине у человека развилась такая фобия, как боязнь больниц, необходимо также знать и её симптомы, а также что грозит человеку в случае принудительного посещения такого учреждения. Так, нозокомефобия, как и любая другая фобия, имеет целый ряд отличительных особенностей и симптомов, которые необходимо знать. Ведь нозокомефоб может и скрывать свою фобию от общественности. Однако гораздо проще предупредить приступ, связанный с фобией, и вылечить сам страх, нежели бороться с последствиями.

Читайте также:  Грубый ребенок. Что делать, если ребенок грубит взрослым?

Основные признаки и симптомы нозокомефобии включают в себя:

  • тревожность, при любом упоминании медицинского учреждения в разговоре;
  • тяжесть в теле, ощущение невесомости, и полная дезориентация в пространстве, в том случае если нозокомефоб узнает о том, что ему крайне необходимо посетить больницу (примером этому может стать ежегодное прохождение флюорографии);
  • настойчивое желание избежать посещения под любым предлогом. Зачастую предлоги для избегания посещения больницы могут оказаться так и вовсе абсурдными;
  • обморок, в который нозокомефоб может упасть во время нахождения в больнице. Так, последний вязан с крайне высоким уровнем эмоционального перенапряжения, который напрямую связан с возникшим страхом;
  • тахикардия;
  • навязчивые попытки отвлечься от посещения больницы (мелодия, счет чего либо, одергивание предметов гардероба, и прочие попытки снизить эмоциональное давление);
  • навязчивое мытье рук и боязнь болезнетворных микробов, из ряда тех, что находятся в больнице. (Само по себе навязчивое мытье рук связано с манией и зачастую может быть не связано с нозокомефобией);
  • размышление о смерти, попытки совершить суицид.

Несмотря на то, что нозокомефобия в своей поздней стадии является сложным психическим расстройством, для лечения которого необходимо прибегать к помощи психиатра или психотерапевта, есть несколько советов, которые позволяют справиться с симптомами нозокомефобии, или даже полностью преодолеть ей.

Чтобы побороть нозокомефобию самостоятельно вам помогут:

  • полное осознание того что, вылечиться от сложных болезней невозможно без помощи врача;
  • если у нозокомефоб появилась острая необходимость посещения клиники (плановое медицинское обследование), то крайне необходимо посетить больницу заранее, познакомиться с младшим техническим персоналом, увидеть уровень облуживания, а также понять то, что врачи и любой другой мед персонал тоже люди, а значит, не будут стремиться сделать что либо плохое умышленно;
  • полная осведомленность о предстоящих процедурах. Так зачастую медицинские процедуры имеют страшное название, и достаточно нестрашную суть. Примером такой процедуры может служить «промывание носа», которое устрашающе называется «кукушкой», несмотря на всю специфику самой процедуры, она абсолютно не страшная и не приводит ни к каким болезненным ощущениям;
  • в случае если нужно лечь в стационар, то лучше взять с собой любимый плед, книгу, а также то, что способно успокоить вас и отвлечь от нахождения в медицинском учреждении.

Однако стоит помнить то, что все эти советы лишь ослабляют ваше внимание к больницам и не могут полностью побороть фобию

Для того чтобы побороть фобию, крайне важно обратиться к психотерапевту, или психологу

Арт терапия против детских страхов

Сегодня большинство психотерапевтов для того, чтобы помочь детям и взрослым решить проблему мучительных страхов, применяют современные методики арт-терапии. На самом деле, использовать силу творчества для преодоления психологических проблем могут не только специалисты, но и все желающие.

Принцип действия таков – в творческом процессе человек дает выход тому, чего он не осознает, что его давит, ограничивает, сковывает. Все, чего боится ребенок может остаться на листе бумаги!

Это не значит, что у него больше не будет страхов. Нет, они будут, но они перестанут приносить страдания и будут выполнять исключительно свое защитное предназначение. Чем можно заняться с малышом, чтобы помочь ему справиться с боязнью? Давайте посмотрим.

  • Рисование.

Постарайтесь создать спокойную обстановку, в которой ребенку можно будет не думать ни о чем и заниматься рисованием. Не говорите о сюжетах для рисования, не делайте замечаний – пусть малыш рисует все, что он хочет.

Нет ничего эффективнее, чем перенесение эмоций на бумагу – это работает не только для преодоления страхов, но и как профилактическое средство, повышающее устойчивость к стрессу и развивающее творческий потенциал.

  • Лепка.
Арт терапия против детских страхов

Лепка из пластилина, детского цветного теста, глины, и других материалов – это не только хороший способ справиться с детскими страхами, но также стимуляция развития мелкой моторики и творческого потенциала. Эффективнее всего практиковаться в этом регулярно, хотя бы 2-3 раза в неделю.

  • Театральное искусство.

Этот способ больше подходит для деток постарше, школьного возраста и подростков. Если ребенок страдает от страхов, идеальный вариант – записать его в театральную группу. Это способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает успокаиваться и контролировать свои чувства.

Еще один плюс – в театральном действии ребенок погружается в определенное эмоциональное состояние и проживает внутренне различные ситуации, которые его пугают. Это позволяет взять контроль над страхом, ослабить его до переносимого уровня, а также учит ребенка стрессоустойчивости.

Страхи у детей будут существовать всегда, но задача родителя – помочь ребенку научиться жить с ними, не поддаваться и контролировать. Страхи не должны омрачать жизнь, мешать развитию и счастью!

Желаем всем семьям здоровья и успехов!

Следите за ситуацией в школе

В общении с учителями оставайтесь на стороне своего ребенка. Вы не должны настаивать на том, чтобы его проступки прощали: важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и уважение.

Высокая успеваемость учащихся — это один из критериев оценки работы школы. Учителю важно, чтобы в его классе было как можно больше успевающих учеников. Поэтому часто отличников выделяют, а неуспевающих учеников ругают. В классе создается некомфортная обстановка, усиливающая конкуренцию между детьми. Спросите ребенка о том, как в его классе относятся к тем, кто учится не очень хорошо. Не делайте поспешных выводов, но и не игнорируйте переживания ребенка, ведь он не может противостоять всему классу и авторитету педагога. При необходимости поговорите с учителем.

Как обсуждать с ребенком оценки? Спросите его: «Что для тебя означает плохая оценка? Что самое страшное может произойти?» Обсудите небольшие, конкретные шаги, которые можно сделать для решения проблемы.