Долой детскую вседозволенность. Говорить «нет» тоже надо уметь

Все знают, как воспитывать чужих детей, — гласит поговорка.

Как воспитывать ребенка правильно? Правила и принципы воспитания

  1. Любовь.

Маленькому человеку необходимо знать что его любят. Не стесняйтесь ребенку говорить о том, как Вы его любите. Не сдерживайтесь, захотелось обнять и сказать — подошли, обняли и сказали. Не стоит говорить детям о том, что Вы их любите тогда, когда они что-то сделали хорошее или преуспели в чем-то. В них тогда вырабатывается чувство, что их любят за успехи в жизни. Это неправильно. Малыш должен знать, что его любят просто так, за то, что он есть на этом свете. Ребенок всегда хочет чувствовать любовь родителей. Не сдерживайтесь, проявляйте любовь — дети это ценят. Будьте всегда рядом, поддерживайте малыша в любой ситуации.

  1. Нет ярлыкам!

Не стоит на ребенка вешать ярлыки. Не говорите ему, какой он лентяй или неряха. Этими словами Вы программируете ребенка. В итоге, сами не подозревая этого, Вы вырастите то, что посеяли. Лучше похвалите крошку, даже если у него не получается что-то сделать сразу, поддержите его. Но не стоит и хвалить попусту, если ребенок еще ничего не сделал на данный момент. Скажите, что Вы верите в него, и он скоро научится, а Вы поможете решить поставленную задачу.

  1. Посильные задачи.

Не стоит забывать, что ребенок всегда остается ребенком, даже если он в чем-то уже самостоятелен. Как правильно воспитывать детей, чтобы они чувствовали себя успешными? Просто не требуйте от ребенка того, что он еще не понимает. Будьте последовательны в своих требованиях. Скажите твердое «нельзя» в том случае, если видите, что ребенок подвергается опасности. Если же ему ничто не угрожает, не стоит дергать его зря. Частые «нет», «не трогай», «нельзя» теряют свою значимость. Не меняйте правила в течении дня. Так можно избежать истерик и скандалов и заложить ребенку спокойствие и уравновешенность.

  1. Личное пространство.

Малыш растет, он становится все любознательнее и начинает исследовать и познавать мир. С того момента, как малыш начал ползать, родители обязаны обеспечить ему безопасные условия. Сделайте для малыша безопасное личное пространство, где он сможет попробовать что-то новое, самостоятельно проявлять инициативу. Но определите черты разрешенного. Помните, это делается для безопасности ребенка.

Не старайтесь объяснять по пунктам правила поведения или правила воспитания детей. Крохе это будет не интересно. Ему сложно понять, что Вы от него хотите. Просто скажите твердо и уверенно, что так будет лучше, тогда добьетесь большего успеха и сохраните нервы ребенку и себе.

  1. Чувства.

Ребенок это маленький человек и у него тоже есть чувства. Мечта каждого родителя, чтобы их ребенок был радостным, покладистым и любящим. Но так безоблачно и беспроблемно практически никогда не бывает. У ребенка тоже есть свои чувства. Малыш может сопротивляться, показывать свой нрав, обижаться и плакать. Так он показывает, что что-то идет не так, как он задумал. Ведь мы тоже злимся когда не получаем ожидаемого результата. Поговорите с ребенком, успокойте его, выясните причину его возмущения. Не ругайте его за то, что он проявляет свои чувства.

  1. Не требуйте обещаний.
Читайте также:  Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

У маленького ребенка психика еще незрелая и требовать от него выполнения обещаний бессмысленно. Он еще не может достаточно длительное время помнить о своих обещаниях и держать слово. Что же делать, когда ребенок не сдержит слово из-за того, что просто-напросто забыл о нем? В таком случае реагируйте так, чтобы малыш понял, что Вы напомните ему о его обещании тогда, когда он сделает что-нибудь не так, и обязательно проконтролируете.

  1. Никаких запугиваний!

Никогда не пугайте ребенка. Страх и боязнь не способствует формированию здоровой личности, а порождают ненависть ко всем и всему. Такие люди долго помнят обиды, мечтают отомстить тем, кто обидел их в детстве.

  1. Не сравнивайте с другими.

Иногда от родителей можно услышать такую фразу: «А вот Сашенька — молодец, уже буквы знает, а ты нет».

Каждый ребенок — это индивидуальность. Сравнивая его с другими, Вы занижаете самооценку Вашего малыша, и в его душе селится неуверенность. А может быть и наоборот, ребенок начинает изо всех сил пытаться доказать, что он лучший. И хорошо если это позитивный настрой на активную деятельность, а если это выльется агрессией? Поддерживайте ребенка, пусть он ошибается, у него есть на это право.

Терпение, любовь, доверие и ласка — вот главные критерии, которые помогут Вам понять, как воспитать детей правильно. Надеемся Вам помогли наши советы, и в Вашей семье будет расти счастливый ребенок.

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Возрастное воспитание девочки

Разумеется, девочка с возрастом растёт и развивается, её мышление и миросозерцание изменяются. И подход к воспитанию в каждой возрастной группе должен быть особенный.

От рождения до трёх лет

Многие родители считают, что в этом возрасте дети ещё слишком малы для того, чтобы их можно было как-то по-особенному воспитывать. На самом деле это не так – воспитание нужно даже в этом возрасте. Как же оно должно проходить? Разумеется, в максимально положительной и любящей обстановке. Родители должны показывать дочке, как они её любят. Девочке необходимо помочь овладеть всеми элементарными навыками самостоятельной жизни: ходить, говорить, вести себя за столом, умываться, одеваться. Можно корректировать поведение ребёнка, но лишь осторожно и ненавязчиво.

От трёх до пяти лет

По достижении трёх лет поведение девочки начинает серьёзно меняться. Оно становится более непредсказуемым, разнообразным и интересным. Вместе с тем девочка становится более капризной, пытается манипулировать взрослыми для того, чтобы достичь своих целей. Девочке нужно предоставлять самостоятельность, чтобы она могла проявить себя; стремление к самостоятельному поведению имеется в этот период у всех детей – и мальчиков, и девочек. Можно приучать дочку к несложной работе.

Читайте также:  Подарки на 8 марта девушке: 13 оригинальных идей для любимой

Школьница младших классов

В этом возрасте ребёнка нужно приучать следить за собой, за своим внешним видом и поведением. Воспитание по-прежнему должно строиться на взаимном доверии, любви и нежности. При этом, однако, следует научить девочку нести ответственность за свои поступки. Дома девочка должна быть настоящей хозяйкой, помощницей матери; однако процесс нужно организовать таким образом, чтобы девочке самой было интересно. Можно организовать домашнюю работу в виде игры, соревнования: ведь в младшем школьном возрасте игры по-прежнему являются важной частью жизни ребёнка. При слишком строгом и жёстком воспитании в этом возрасте девочки способны на протест. Стоит прислушаться к мнению дочери, ведь виновниками такого поведения являются родители.

Школьницы младших классов очень нуждаются в одобрении и поощрении со стороны родителей. При этом в данном возрасте они особенно добры и дружелюбны, поэтому установить с ними доверительные отношения достаточно легко. В этот период девочки имеют различные увлечения, хобби, впервые начинают интересоваться мальчиками (хотя этот интерес пока что находится в дружеской и романтической стадии). Все эти интересы и увлечения следует поддерживать и поощрять, можно помогать дочке советами.

Девочка-подросток

Данная возрастная категория – самая сложная и противоречивая. В этот период девочка начинает интересоваться взрослой жизнью. Это проявляется увлечением определённого рода фильмами, глянцевыми журналами, женскими сайтами. Девочки начинают следить за модой, одеваться «по-современному». Некоторые родители относятся к этому негативно и пытаются пресечь такое поведение, но они совершают в этом огромную ошибку. Это, в принципе, абсолютно естественное и закономерное поведение девочки-подростка. Она, как-никак, взрослеет. Родители здесь снова могут выступить как помощники, но не более. Можно увлекательно рассказать девочке о том, что красивая «оболочка» ещё не означает достойного содержания. Можно предложить девочке-подростку фильмы и книги, героини которых гонятся за красивой и богатой жизнью, но затем глубоко разочаровываются в ней.

В подростковом возрасте девочку бывает достаточно трудно заставить помогать маме по хозяйству. Её по большей части интересуют развлечения, общение, самореализация, иногда – успехи в учёбе. За окном кипит жизнь, а её заставляют мыть дома полы или готовить обед, — ну какой девочке это понравится? Здесь родители должны знать меру: нельзя держать дочку целый день в домашних застенках. Домашним хозяйством девочку следует заинтересовать, тогда она сама захочет что-то делать по дому. В этом возрасте девочка достаточно умна, чтобы задать родителям резонный вопрос – а зачем готовить самостоятельно, если можно купить готовую еду в магазине? Нужно объяснить дочке, что домашняя еда получается вкуснее, а зачастую и полезнее, иногда она оказывается и дешевле (что в наше время, однако, наблюдается нечасто). К счастью, немало девочек даже в наше время проявляет интерес к кулинарии, рукоделию и прочим подобным занятиям, некоторые из которых даже входят в моду.

В этот период для девочки важно просвещение в различных жизненных сферах. В том числе и в сексуальной. В подростковом возрасте она должна знать о репродуктивной системе человека, о тех или иных видах и проявлениях сексуальности, о безопасном сексе. Замалчивание этих тем только подогреет к ним дополнительный интерес, и девочка всё равно обо всём узнает – не от родителей, так от друзей и подруг. Самое страшное состоит в том, что она может узнать об этом на собственном опыте, который может оказаться печальным.

Читайте также:  Школьный невроз: болезнь или каприз?

Дайте ребенку повозиться самому

Давайте вернемся к нашим детям. Чем мы можем им помочь, чтобы не замедлять их живость. Над этим ведь думали очень многие талантливые педагоги, например, Мария Монтессори. Монтессори говорила: не вмешивайтесь, ребенок чем-то занимается, дайте ему это делать, не перехватывайте у него ничего, никакое действие, ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик. Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание что-то делать. Дайте ребенку повозиться самому. Должно быть огромное уважение к ребенку, к его пробам, к его усилиям.

Наш знакомый математик вел кружок с дошкольниками и задал им вопрос: чего больше в мире, четырехугольников, квадратов или прямоугольников? Понятно, что четырехугольников больше, прямоугольников меньше, а квадратов еще меньше. Ребята 4-5 лет все хором сказали, что квадратов больше. Педагог поухмылялся, дал им время подумать и оставил в покое. Через полтора года, в возрасте 6-ти лет его сын (он посещал кружок) сказал: «Пап, мы тогда неверно ответили, четырехугольников больше». Вопросы важнее ответов. Не торопитесь давать ответы, не торопитесь за ребенка ничего делать.

У всех свои недостатки

— Как воспитанному человеку выжить в агрессивно настроенном обществе? Хамство всё-таки сложно терпеть.

— Если есть необходимость общаться с грубым, невоспитанным человеком, то большое значение имеет момент самосохранения — не воспринимать грубости по отношению к себе, не обращать внимания. Следует помнить, что никто не совершенен, и невоспитанность конкретного человека — это его недостаток, особенность, ни к кому не имеющая отношения, допустим, как пылинка на плече, которую можно смахнуть и забыть.

По закону безопасности жизнедеятельности, если есть возможность избегать общения с невоспитанными людьми, нужно это делать. Если в окружении таковых много, человек старается уйти из подобных сообществ и искать тех, с кем ему комфортно общаться.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания