Гиперактивность у детей. Откуда она берется и что с ней делать?

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок? Такой малыш характеризуется рядом качеств. Маме нужно обязательно знать, что предпринять в такой ситуации и какие принципы воспитания нужно использовать для гиперактивного ребенка. Иногда достаточно перестроить взаимоотношения между родителями и детьми, чтобы выздоровление наступило естественным образом.

Что делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае если невропатолог назначит лечебный курс, массаж и соблюдение особого режима, нужно строго следовать его предписаниям.

Важно создать вокруг вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.

Признаки гиперактивности ребенка.

Про такого ребенка обычно говорят, что он «весь на шарнирах», с «моторчиком» или «вечным двигателем». Особенной «непослушностью» отличаются руки гиперактивного ребенка, – они все время, без устали что-то трогают, бросают, ломают. Гиперактивный ребенок постоянно пребывает в движении, он просто не способен спокойно ходить, спокойно сидеть, он постоянно бежит куда-то, прыгает, ерзает, болтает ногами.

Гиперактивный малыш всегда очень любопытен, но любопытство его сиюминутно, он не стремится увидеть больше, рассмотреть, разобраться, поэтому редко улавливает суть. Его любопытство не имеет ничего общего с любознательностью. Любознательность такому ребенку абсолютно не свойственна, зачастую он совершенно не задает вопросов свойственных детям: «зачем», «почему». Но если даже и задаст, вдруг, то умудряется забыть выслушать ответ на собственный вопрос.

Несмотря на постоянное нахождение в движении, все же у гиперактивного ребенка существуют некоторые характерные нарушения координации: гиперактивный малыш неловок, неуклюж, часто ломает игрушки, роняет предметы, часто падает. С его тела просто не успевают сходить синяки, царапины и шишки, но, ни какого вывода из этого гиперактивный ребенок не делает, и снова умудряется набивать шишки и ссадины на том самом месте.

Наиболее характерными чертами поведения ребенка при гиперактивности являются неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм, частая смена настроения, упрямство, вспыльчивость, агрессивность. Гиперактивный ребенок едва ли не всегда оказывается в самом центре событий, ведь он самый шумный и активный. Он с трудом может усваивать навыки, получать знания и не понимает многих заданий. Самооценка у такого непоседы зачастую серьезно занижена.

В течение дня гиперактивный малыш не бывает расслабленным, успокаивается он, только когда спит. Обычно гиперактивный малыш не спит в дневные часы, даже в младенчестве, что же касается ночного сна, то он зачастую весьма беспокойный.

Когда такие детки находятся в общественных местах, они сразу же привлекают к себе всеобщее внимание, поскольку постоянно что-то трогают, хватают, куда-то норовят сбежать, и абсолютно не слушаются родителей. Воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, родителям гиперактивных деток невероятно трудно с самого первого дня жизни малыша. Постоянно необходимо находиться рядом, следить за каждым шагом своего неугомонного чада.

Как определить гиперактивного ребенка?

Несмотря на то, что у гиперактивности есть множество ярко выраженных признаков, отличить её от простой активности не всегда получается у многих родителей. Чётких признаков гиперактивности у ребёнка нет, но существует совокупность поведенческих моделей, которые могут говорить о наличии синдрома.

Вначале стоит разобрать, что означает сам термин «гиперактивный».

Смотрите еще…

3 истории о том, почему важно объяснять детям все свои запреты

Отвечаем «почемучкам». Необычные ответы на самые непривычные детские вопросы

Дети наших знаменитостей, которые заслуживают восхищения

3 способа научить ребенка быть терпеливым

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это медицинский диагноз, который ставят обычно после достижения ребёнком 4 лет.

Читайте также:  Жена пилит и постоянно недовольна: советы психолога мужьям

Маленькие дети всегда подвижные, они активно исследуют мир, пробуют всё на вкус, трогают, спрашивают и заглядывают везде, куда могут. Познавать мир — это первый инстинкт растущего организма. Однако гиперактивные дети не столько тянутся за новыми знаниями, сколько за эмоциями, исследуя мир бесцельно, бессистемно, хаотично и бесконтрольно. Их активность фактически не несёт никакого познавательного смысла: прыжки, скачки, хлопки, рывки, лишённые цели выкрики и реплики. В этом не только нет пользы для развития детского разума, но и присутствует огромная опасность для здоровья и жизни в целом.

Как определить гиперактивного ребенка?

Первый и основной симптом СДВГ, проявляющийся уже в раннем возрасте — это излишняя двигательная активность.

С 95%-й вероятностью можно подозревать наличие СДВГ, если ребёнок подходит по крайней мере под шесть из семи общепринятых неврологических признаков:

  1. Гиперактивный ребёнок быстро развивается физически: раньше сверстников начинает садиться, ползать, вставать на ноги и бегать. Спустя некоторое время его движения начинают быть опасными: он падает с диванов, роняет на себя мебель, вечно ударяется об углы и переворачивает всё, что плохо поставлено.
  2. Когда гиперактивный ребёнок устаёт, теряет силы и хочет спать, его активность будто бы возрастает, а вместе с ней возрастает уровень нервозности: он капризничает, нервничает, хнычет, злится и с трудом засыпает только после долгого укачивания на руках у матери.
  3. В малом возрасте гиперактивные дети аномально мало спят. Тогда как их сверстники по крайней мере половину своих суток проводят во сне, дети с СДВГ могут бодрствовать, играть, плакать более 4-5 часов непрерывно.
  4. Такие дети долго укладываются на сон, требуют, чтобы их укачивали и спят очень чутко, а проснувшись от малейшего шороха с трудом засыпают снова.
  5. Бурный восторг у гиперактивного ребёнка вызывают новые эмоции, люди и впечатления. Однако вместе с восторгом приходят всплески капризов и попытки привлечь этим внимание окружающих, и чем их больше, тем ребёнок капризнее.
  6. Часто гиперактивные дети привязаны к матери и пугаются чужих людей. Они могут прятаться от других людей за мамой и ревновать её к родственникам и другим детям.
  7. Они постоянно переключают своё внимание с одного предмета на другой, не задерживаясь ни на чём надолго. Новые занятия и игрушки захватывают их ненадолго, уже через короткое время гиперактивный ребёнок теряет к ним интерес и заставить его усидеть за столом не представляется возможным.

Эти признаки не являются безусловным подтверждением СДВГ, но это характерные неврологические проявления, которые требуют немедленного обращения к врачу-неврологу за подробной консультацией.

Значение игры

Чтобы дитя быстрее усваивало окружающий мир, необходимо подобрать хорошую игру. Помните, гиперактивные дети отдают предпочтение активным, шумным играм, но лучше всего выбирать те, что имеют четкие правила. Так ребенок научиться достигать необходимых целей, одновременно будет развивать внимание, память, стабилизирует эмоциональную сферу. Вы можете поиграть в:

  • прятки;
  • морскую фигуру;
  • футбол;
  • пионербол;
  • баскетбол.

Для малышей больше подходят игры с передвижением предметов – «дай маме мяч» (можно разнообразить называть еще цвет). Когда вы добьетесь того, что малыш будет придерживаться правил, можете усложнять задачу (принеси два мяча).

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Как правило, психологи дают перечень рекомендаций для родителей, чьим детям поставлен диагноз «гиперактивность», а также в некоторых случаях лечение предполагает приём медикаментов. Если вы входите в группу риска, а также считаете, что даже при отсутствии таких признаков следовало бы своё чадо немножко усмирить, ловите советы:

Не ограничиваем свободу

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Под запретом наказания в виде лишения подвижности. Не подойдут ни угол, ни удержание на диване. Но это абсолютно не значит, что приветствуется вседозволенность. Установите, что нельзя, а что можно.

Не запираем в трёх стенах

Подберите по вкусовым приоритетам ребёнка кружок по интересам. Только здесь необходимо учесть некоторые правила:

  • до достижения школьного возраста исключаем кружки, где занятия построены по принципу обучения в школе с сиденьем за партами, письмом в тетрадях и выполнением заданий, требующих усидчивости;
  • профессиональный спорт противопоказан.
Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

В качестве секций хорошо подойдут конная езда, плавание в бассейне, спортивная гимнастика, танцы, театральные студии. Нахождение среди сверстников позволит подготовиться гиперактивному ребёнку к началу школьного периода.

Читайте также:  Как проявляется и лечится истерический невроз у детей

Не даём расслабляться

Я не про отдых. Дело касается чёткого распорядка дня, который необходим для строго соблюдения без каких-либо изменений и допущений. Режим позволит выработать у гиперактивного ребёнка рефлекторные привычки.

Не нагнетаем окружающую обстановку

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Итак-то эмоции зашкаливают, а тут ещё ваши требования, упрёки, крики. Заведите за правило вместо эмоций:

  • точно формулировать запреты без отрицательного «не»;
  • чётко ставить цели и задачи, посильные для слаборазвитой логики и отсутствующего абстрактного мышления, с применением коротких предложений, без наворотов;
  • соблюдайте последовательность, исключая выдачу сразу нескольких поручений и просьб.

Позитивное общение – ваш конёк. Даже абсолютно здоровым детям необходимы тепло, ласка и похвала за успехи. Гиперактивные дети своим вызывающим поведением пытаются привлечь к себе внимание, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы он в нём купался.

Не оставляем без контроля время

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Такие дети плохо чувствуют временные рамки, поэтому контроль за временем выполнения заданий и поручений, переход от действия к действию будет лежать на ваших плечах. Надо садиться обедать, возвращаться с прогулки, ложиться спать – предупреждайте минут за 5, чтобы не столкнуться с отрицательной реакцией. Чередуйте 10-15 минутные занятия, требующие усидчивости, с активными пятиминутками.

Соблюдение этих нескольких «не», уверены психологи, помогут свести проблему излишней активной деятельности ребёнка к минимуму.

Как всегда для вас очень полезное видео.

Ждем от вас советов, как справляться с нашими непоседами.

Успокаиваем гиперактивность или правило нескольких «не»

Замечательно если в вашей семье деятельная активность ребёнка связана исключительно с его жизненной позицией. А родителям гиперактивных детей желаю терпения и веры в то, что невозможное возможно.

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Особенности гиперактивности и ее отличия от схожих феноменов

Отмечено, что у мальчиков от 7 до 12 лет гиперактивность встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек того же возраста. Это объясняется большей слабостью ЦНС (центральная нервная система) в период вынашивания матерью плода у мальчиков к негативным факторам и большей способностью женского мозга к компенсаторным функциям (замещение, достижение необходимого поведения с помощью других систем и мозговых процессов).

Всегда ли активный дошкольник (школьник) является гиперактивным? Нет, далеко не всегда. Важно уметь отличить гиперактивность не только от серьезных патологий, но и дифференцировать от темперамента, акцентуаций (ярко выраженные отдельные свойства темперамента, например, сверхактивность), естественной для детей дошкольного возраста подвижности. Вызвать поведение, похожее на СДВГ могут такие факторы:

  • развод родителей;
  • кризис в семье;
  • смерть одного из членов семьи;
  • иные серьезные деформации в семейном цикле;
  • отсутствие мотивации и интереса к какой-либо деятельности;
  • переход в новое образовательное учреждение (школа, детский сад);
  • требовательность родителей и другой стресс.

Стресс способен вызвать импульсивность и раздражительность, снижение внимания. Вспомните, пожалуйста, себя после многочасового напряженного рабочего дня. Каждый способен на какое-то время превратиться в гиперактивного ребенка: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу. Нужно доработать. Сейчас только чайку выпью. О, какая интересная статья в газете (интернете). Нужно прочитать».

Сниженная работоспособность на фоне избыточной (нервной) суеты и капризов – распространенное явление, не правда ли? Если нет, то вы, безусловно, счастливый человек! Тем не менее от такого не застрахован никто. Нельзя думать, что у ребенка нет проблем. У него их море: он «воюет» и знакомится с миром и собой.

Именно поэтому наблюдение за поведением ребенка ведется минимум полгода (первый пункт данной статьи). За это время гиперактивность можно отличить от:

  • астенического синдрома;
  • усталости;
  • психосоматики.

Подробнее о том, как отличить гиперактивность от других феноменов, описано в книге М.С. Староверовой «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов и родителей». Дифференциация там дана по принципу «от противного». Даны способы выявления других поведенческих явлений, учитываются совпадения нескольких пунктов из названых особенностей поведения (по типу материала из первой части материала этой статьи). Если информация вас заинтересовала, то книгу можно найти в интернете.

Читайте также:  10 фактов о перфекционистах, которые помогут лучше понять их

Таким образом, гиперактивность проявляется невнимательностью, избыточной подвижностью (в том числе в речи), импульсивностью (низкий самоконтроль), проблемами в движении тела и мелкой моторике. Таким деткам сложно сходиться с другими людьми. Они навязчивы, дезорганизованы. Отчего часто становятся агрессивными, могут оказаться непринятыми в компанию. Потому необходимо помочь им войти в социум.

Медикаментозное лечение и работа с психологом

Медикаментозное лечение СДВГ чаще всего применяется в Америке и странах Запада. Стимуляторы значительно повышают внимание и первые результаты уже можно заметить через несколько дней после применения. После такого лечения нередко проявляются побочные эффекты: нежелание коммуницировать с окружающими, раздражительность, головные боли, повышенная сонливость или плохой сон.

Психостимуляторы назначаются специалистом лишь в крайних случаях, когда другие методы оказываются бесполезными. Согласно протоколу лечения СДВГ, на территории РФ такие методы являются запрещенными.

Маме нужно знать, что делать с гиперактивным ребенком в 4 года и в более позднем возрасте, и не заниматься самолечением. Любые антидепрессанты принимаются только по назначению лечащего врача, к ним нужно относиться с большой осторожностью.

Посещение психолога является неотъемлемой частью лечения ребенка с диагнозом СДВГ. Специалисты в области психологии используют действенные методики для коррекции поведения малыша. Родителям даются различные упражнения, которые нужно регулярно выполнять с ребенком дома. Психологи также моделируют различные ситуации из жизни, которые помогут малышу быстрее найти общий язык с родителями и ребятами своего возраста.

Психотерапевты прорабатывают страхи и фобии у детей с гиперактивностью и часто применяют методы полной релаксации, чтобы снять напряжение и дать выход негативным эмоциям. Психокоррекция личности возможна только в случае совместной работы родителей и специалистов. Если родители не уделяют достаточное количество времени своему гиперактивному малышу, то выздоровление может не наступить. При дефектах речи родителям нужно обратиться к логопеду и записаться на дополнительные занятия.

Полезные советы родителям

Леченем СДВГ, несомненно, должны заниматься специалисты, но родители, столкнувшиеся с этой проблемой, не должны пускать ситуацию на самотек, в этом им помогут основные рекомендации:

  • Хвалите ваше чадо за его достижения, даже самые незначительные.
  • Выделите малышу круг его обязанностей, которые он должен будет выполнять ежедневно.
  • Придерживайтесь распорядка дня всей семьей.
  • Не давайте крохе переутомляться.
  • Учите детей контролировать себя и осознавать последствия своих действий.
  • Строго соблюдайте режим сна, хороший отдых — залог успешной терапии.
  • Сохраняйте спокойствие, ведь именно на вас ориентируется малыш, и ваше поведение будет для него примером.

Дети Развитие ребенка

Как лечить гиперактивность у ребенка – видео

На этом видео детский невролог поясняет, что такое гиперактивность, какие у нее признаки, причины. Рассказано о проявлениях гиперактивности у деток до года, в 3 года, 5-6 лет. Невролог рассказывает, как облегчить воспитательный процесс такого ребенка.

Как правило, диагнозом гиперактивности клеймят своих детей многие родители. Очень важно различать – малыш просто активен, гиперактивен, или у него серьезные проблемы и СДВГ. Раньше 6-7 лет такой диагноз никто не ставит, возможны лишь подозрения.

Правильно кормите и воспитывайте вашего малыша, создайте спокойную, уютную атмосферу дома, любите и хвалите вашего непоседу, и возможная угроза просто пройдет стороной.

Для детей с СДВГ не лишним будет занятия по методике Домана или Зайцева, так же можете попробовать методику Никитиных.

Вы замечали за своим малышом признаки гиперактивности? Что сказал вам детский невролог? Если у вас есть опыт воспитания гиперактивных малышей – поделитесь им с нами в комментариях!