Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Заключение

В заключение можно сказать, что прием антипсихотических препаратов у детей с непсихотическими психическими расстройствами остается пока дискуссионным вопросом, поскольку их длительное применение не является убедительным доказательством эффективности. Несмотря на кратковременную результативность указанных интервенций, ключевым вопросом остается безопасность препарата, поэтому применение нейролептиков в подобных случаях следует осуществлять с осторожностью и прекращать, в случае возникновения нежелательных проявлений.

Проявления ГС при воздействии на подкорковый и подкорково-корковый уровни мозга

Существуют различные проявления ГС при гиперкинезе подкоркового и подкорково-коркового уровней мозга, в том числе:

  1. Хорея – отличается неритмичными и очень быстрыми непроизвольными движениями мышц конечностей, лица и языка. Может усиливаться и ярко выражаться, когда человек пытается произвести целенаправленное движение либо сильно волнуется. Чаще всего встречается у подростков и детей.
Проявления ГС при воздействии на подкорковый и подкорково-корковый уровни мозга
  • Баллиз – круговые, размашистые движения конечностей и туловища. Могут активно проявляться, когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение.
  • Интенционная судорога Рюльфа – тоническая судорога в мышцах, которая возникает при ее резком сокращении. В некоторых случаях судорога может распространяться и на остальные мышцы одной части тела. Как правило, приступ длится около 10-15 секунд. Такое проявление ГС является самостоятельной наследственной патологией.
  • Кожевниковская эпилепсия − постоянные, четко локализированные миоклонии в мышцах лица и кистях. Могут возникать как во время бодрствования, так и во время сна пациента. Со временем возможно ослабление мышц лица, их гипотрофии. Чаще всего это состояние в медицине описывается как проявление хронической формы клещевого энцефалита.
  • Миоклонус-эпилепсия – резкие, внезапные сокращения мышц конечностей, которые иногда переходят в судорожный припадок, сопровождающийся потерей сознания. Это проявление гиперкинетического синдрома может встречаться при ревматизме, сильном отравлении свинцом, а также быть одним из симптомом клещевого энцефалита. Миоклонус-эпилепсия рассматривается невропатологами и в качестве самостоятельного наследственного заболевания.

Причины и классификация синдрома гиперактивности

Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:

  • Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
  • Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
  • Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.

Существует международная классификация болезней (МКБ — 10) согласно которой, гиперактивность относится к разделу «Эмоциональные нарушения и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» в более узком смысле — располагается в подразделе «Расстройства активности и внимания» – F90.0, а также «Гиперкинетическое расстройство поведения» – F90.1

Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:

  • Синдром, который сочетает дефицит внимания и гиперактивность – встречается чаще всего.
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания – может быть симптомом более серьезных нарушений ЦНС, или индивидуальной чертой характера личности.
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности – чаще встречается у девочек, проявляется в виде патологической мечтательности и «выпадение» из реальности.

Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.

Структурированная игровая терапия (игровая терапия отреагирования, высвобождающаяся игровая терапия)

Структурированная игровая терапия возникла в 1930-х гг. Ее создателем является Д. Леви. Этот подход ориентирован на работу с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. В основе его лежит психоаналитическая теория, в первую очередь идея о том, что игра создает возможность катарсиса. Таким образом, катарсис является центральным понятием.

Основной принцип организации терапевтического процесса в этом подходе состоит в том, что в игре воссоздается травмировавшая ребенка ситуация. Для этого в игру ребенка психотерапевт вводит специально отобранные игрушки или вносит изменения в сюжетную линию. Терапевт начинает проигрывать эту ситуацию, затем побуждает ребенка продолжить и завершить игру. Происходит это не сразу, а после того, как ребенок освоится в игровой комнате и почувствует себя комфортно. В условиях психотерапевтической сессии, то есть в условиях психологически безопасной среды, при поддержке терапевта, используя правильно подобранные игрушки, ребенок раз за разом разыгрывает травмирующее событие до тех пор, пока связанные с этой ситуацией негативные чувства не ослабнут, и он не сможет ассимилировать их, принять или освободиться от них. Для того чтобы таким образом структурировать игру, терапевту необходима информация о ситуациях, приведших к возникновению проблемы у ребенка, а также четкий план игры. Информацию о травмирующих ситуациях терапевт получает от родителей до начала терапии.

В процессе разыгрывания травмирующего события ребенок освобождается от боли и эмоционального напряжения, которые были этим событием порождены. В основе этого освобождения, по-видимому, лежат два механизма. Прежде всего, в ходе игры ребенок ассимилирует мысли и чувства относительно стрессогенного события. Он может перемещаться из страдательной, пассивной роли потерпевшего в активную позицию, начинает управлять игрой, и тем самым овладевает ситуацией. В то же время, повторение травматического опыта снова и снова позволяет ребенку высвободить негативные чувства или ослабить их по типу абреакции. Инсайт возникает не вследствие интерпретаций, а из самой игры.

Читайте также:  Феминизм в России: нужен ли он обществу?

Травмирующим для ребенка может быть не только единичный опыт, но и такие «стандартные» события, как, например, ревность к сиблингу, приучение к туалету и т.п. В ходе сессии может происходить высвобождение агрессии (ребенок может начать кричать, бить кукол, разрушать постройки и т.д.), либо ребенок может демонстрировать регрессивное поведение (падать на пол, просить соску или чтобы его укачали и т.п.). Терапевт не интерпретирует поведение и чувства ребенка, а лишь называет их.

Более радикальный вариант этого подхода был разработан Г. Хэмбриджем. В отличие от Леви, который включал в игру игровые материалы, постепенно подводившие ребенка к воспроизведению травмировавшего события, Хэмбридж более определенно и решительно вводил в игру специфику травматической ситуации, непосредственно ее воссоздавая и тем самым способствуя отреагированию. Хэмбридж создавал эту ситуацию, когда терапевтические отношения с ребенком уже были установлены и когда, по его мнению, ребенок обладал достаточно сильным «Я», чтобы выдержать такое испытание. После проигрывания стрессовой ситуации ребенок некоторое время еще спокойно играл и «восстанавливал» нормальное состояние.

Свободная игра в начале и в конце сессии дает возможность исследовать проблему, построить отношения с ребенком, а также создать ребенку условия для восстановления после воздействия воссозданной в игре травмирующей ситуации. Роль терапевта заключается в том, чтобы структурировать игровую ситуацию, провоцирующую тревогу, сделать возможным самовыражение ребенка и эмоциональное отреагирование. Терапевтические отношения служат для установления контакта между ребенком и терапевтом.

Таким образом, цель терапии отреагирования — помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения и достичь катарсиса. Исцеляющими факторами является игровая ситуация, которая структурируется психотерапевтом, и эмоциональная реакция на нее ребенка. 16

Первичная артериальная гипертензия у детей

Первичная артериальная гипертензия у детей (эссенциальная гипертензия), или гипертоническая болезнь – это хроническое заболевание неясного генеза, характеризующееся стойким повышением АД и часто вторичными изменениями в разных органах, при котором даже тщательное обследование не позволяет установить первопричину.

У детей и подростков первичная АГ встречается в 17-42% случаях и может быть дебютом гипертонической болезни.

Переход в гипертоническую болезнь чаще выявляется у подростков в возрасте 13-18 лет с избыточной массой тела и неблагоприятным семейным анамнезом по АГ, у которых средний исходный уровень САД равен 130

и выше, а ДАД — 85 и выше и АГ характеризуется стабильностью или тенденцией к повышению.

Первичная АГ может возникать вследствие:

  • Функциональных дисрегуляторных изменений гемодинамики (вегетососудистая дистония по гипертоническому типу, пограничная артериальная гипертензия, «юношеская» гипертензия, гиперреакторы, предгипертония);
  • Гипертонической болезни.

В соответствии с последними рекомендациями ВОЗ и Международного общества по артериальной гипертензии (1999г.) выделяют три степени артериальной гипертензии.

Критерии степени выраженности АГ по классификации экспертов ВОЗ (1999г.).

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

Началом игротерапии можно считать 20-е годы минувшего столетия. Ее зарождение прослеживается в трудах М. Кляйн, А. Фрейд, Г Гуг-Гельмут. Считается, что использование в психоанализе игры было, в некоторой степени, вынужденным.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к самоактуализации. Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

Читайте также:  Долой детскую вседозволенность. Говорить «нет» тоже надо уметь

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Кому может помочь

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Лекарства для лечения СДВГ

Эффективным препаратом, специально разработанным для лечения СДВГ, является атомоксетина гидрохлорид. Основной механизм его действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина, что сопровождается усилением синаптической передачи с участием норадреналина в разных структурах мозга. Атомоксетин оказывает благотворное влияние на характеристики поведения детей и подростков с СДВГ, его положительное действие обычно проявляется уже в начале лечения, однако эффект продолжает нарастать в течение месяца непрерывного приема препарата. Преимуществом атомоксетина является его эффективность в случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками, энурезом. Препарат имеет много побочных эффектов, поэтому прием строго под контролем врача.

Российскими специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда (фенибут, семакс и др.).Ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Эти препараты положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.

Еще одно направление лечения СДВГ заключается нейтрализации нейротоксических веществ, поступающих в организм ребенка с пищей и водой (свинец, пестициды, полигалогеналкилы, пищевые красители, консерванты). При этом в диету включают необходимые микронутриенты, способствующие снижению симптомов СДВГ: витамины и витаминоподобные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты, карнитин) и эссенциальные макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Дефицит магния определяется у 70% детей с СДВГ.

Магний является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Пиридоксин (витамин В6) участвует в обмене белков, углеводов, жирных кислот, синтезе нейромедиаторов и многих ферментов, оказывает нейро-, кардио-, гепатотропное, а также гемопоэтическое влияние, способствует пополнению энергетических ресурсов. В лечении СДВГ используются только органические соли магния, что связано с высокой биоусвояемостью органических солей и отсутствием побочных эффектов при их применении у детей. Применение пидолата магния с пиридоксином в растворе (ампульная форма препарата Магне В6 («Санофи-Авентис», Франция) разрешено с возраста 1 года, лактата (Магне

Прогноз при СДВГ

Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы.

Симптоматика

Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.

Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:

  • Чрезмерной активностью,
  • Сильной возбудимостью,
  • Невнимательностью,
  • Нарушением когнитивных функций,
  • Нетерпеливостью,
  • Неуравновешенностью,
  • Неусидчивостью,
  • Беспокойством,
  • Постоянными движениями рук и ног.

Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.

Читайте также:  Какие парни нравятся девушкам: внешность и характер

Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела — сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.

Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.

Подросткам присущи следующие черты:

  1. Импульсивность,
  2. Нервность,
  3. Эмоциональность,
  4. Нетерпимость,
  5. Впечатлительность,
  6. Порывистость,
  7. Возбудимость,
  8. Экспансивность.

Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки — бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения — от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.

Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.

Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:

  • Тики,
  • Тремор,
  • Подергивание лицевых мышц,
  • Хаотичные движения различных частей тела,
  • Нарушение жестикуляции,
  • Мимические расстройства,
  • Речевая дисфункция.

Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.

При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.

Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.

Лечение заболевания у взрослых и детей

В неврологии гиперкинетический синдром у взрослых пациентов рассматривается скорее как симптом и проявление некоторых неврологических болезней, чем как самостоятельный диагноз.

Как правило, под этой медицинской патологией, которая наблюдается у взрослых пациентов, подразумевают все виды непроизвольных, излишних, насильственных движений, которые происходят с органами, конечностями, различными частями тела, независимо от желания и воли самого пациента.

Другими словами, можно сказать, что это ─ непроизвольное повышение двигательной активности и проявление возбуждения, которое сопровождается экспрессивными и непроизвольными движениями, жестами, мимикой.

Как вылечиться от болезни? Лечение гиперкинеза проводится комплексное. Сначала назначаются противовоспалительные препараты для купирования болевого синдрома, лекарства, улучшающие обмен веществ в мозговой ткани и медикаменты для улучшения кровообращения. Поскольку в основе патологии лежит расстройство ЦНС, то больному прописывают седативные средства, которые применяются под жестким контролем специалиста.

Результаты лечения не будут эффективными, если пациент не пересмотрит свой образ жизни. Преодолеть симптомы гиперкинеза и легче переносить приступы поможет психологический комфорт, гармоничный режим отдыха и труда, правильное питание, лечебные упражнения ЛФК. Непременным условием успешной терапии являются общеукрепляющие процедуры: закаливание, обтирания, ванны, точечный массаж при гиперкинезе языка у детей и прочие.

Лечение заболевания у взрослых и детей

Для уменьшения проявлений гиперкинеза в речевой мускулатуре проводятся логопедические работы. При отсутствии эффекта прибегают к нейрохирургическому вмешательству, при котором разрушается участок ткани, провоцирующий гиперкинез. Иногда в головной мозг имплантируются электроды, посылающие к пораженным областям «правильные» импульсы.

Т. к. гиперкинетический синдром носит идиопатический характер, диагностика производится путём исключения вторичных форм, связанных с патологиями эндокринной системы и опухолями.

Диагностические мероприятия представляют собой процедуры компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии головного мозга и лабораторных анализов.

Любой выявленный гиперкинетический синдром у пациента до пятидесяти лет, говорит о том, что гепатолентикулярная дегенерация отсутствует. Это можно подтвердить при анализе крови на наличие церулоплазмина, а также исследования глазной роговицы на присутствие кольца Кайзера-Флейшера.

Своевременная диагностика позволяет выявить данную патологию, представляющую опасность для жизни больного и приступить к скорейшему лечению.