Идеальная игрушка для ребенка дошкольного возраста

Зачастую еще до рождения малыша его детская комната завалена яркими разноцветными игрушками любого размера: от гигантских медведей в человеческий рост до маленьких пушистых комочков, помещающихся в ладошке. А так ли они необходимы для полноценного развития вашего ребенка?

Сколько нужно ребёнку для гармоничного развития?

Обилие игрушек и совершенное неумение играть самостоятельно – это бич многих семей, где есть дети.

Кажется, что малютке надо? Например, ребёнку нет и двух лет, а у него есть всё для гармоничного и всестороннего развития. И качели в квартире, и батут, и гора книжек, и доска с магнитиками – комнаты на всё не хватает. Тетушки-бабушки тащат новые игры, мамы и папы при каждом походе в гипермаркет непременно тормозят у полки с игрушками. Есть все, а ребёнок ничего не бережёт, ломает дорогие игрушки и вообще не хочет с ними играть. Избалованное дитя? Или тупое? Надо начинать наказывать?

Представьте себе, нет. Просто детское восприятие устроено так, что малыш не может удержать внимание на большом количестве предметов сразу. Вот вы: вспомните список из пяти пунктов, когда идете в магазин за продуктами. Удалось по памяти всё воспроизвести? Вам, взрослому, не всегда легко сконцентрироваться, а что же взять с малыша?

Психологи уверяют: если в зоне видимости ребёнка больше пяти вещей, он устает, становится невнимательным, раздражённым. Отсюда капризы, желание сломать ненужный предмет, пусть даже очень дорогой и модный.

Уберите лишнее, не вываливайте на малыша кучу игрушек, ограничите количество и учите его играть.

Опытные мамы советуют

Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».

Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?

Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.

Читайте также:  Знакомство девушки с родителями парня: что одеть и как себя вести

О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».

Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.

Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».

Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.

Опасные

Токсичные, травмирующие, вызывающие заболевания и расстройства нервной системы — оказывается, таких игрушек множество. Перечислим самые распространённые и популярные.

Игрушки с пропеллером

На самом деле вертолёты, летающие феи и прочие игрушки с пропеллером предназначены для детей-подростков, но никак не для малышей возраста до 7 лет. И хотя, конечно, очень хочется приобрести квадракоптер, летающую куклу, будильник с пропеллером или что-то ещё, родителям стоит поберечь здоровье ребёнка и кошелек тоже, ведь малыш может: • подставить лицо или руки под лопасти летящей к нему навстречу игрушки; • выстрелить игрушкой не в сторону, а себе в лицо.

Вывод: брать можно для детей школьного возраста и взрослых. Малыши подождут.

Читайте также:  Как наладить отношения в семье между мужем и женой

Игрушки с мелкими деталями

Лего — это хорошо, но только, когда оно по возрасту и под присмотром взрослых. Не зря на упаковках конструкторов обычно написан возрастной ценз. Туда же относятся мозаики, бусинки, пуговки, в общем, всё, что содержит мелкие детали. Ребёнок может: • проглотить деталь; • засунуть её в нос или в ухо.

Вывод: покупать такую игрушку можно, просто надо знать, она опасна, и за игрой малыша необходимо следить.

Игры с магнитами

Магнитные шарики, палочки, бусинки и мозаики: они таят в себе опасность тем, что они тоже небольшого размера и их тоже можно проглотить. Но это не самое страшное. Ужасно, что внутри организма магнитные элементы скрепляются между собой и образуют инородное тело такого размера, что без операции часто не обойтись.

Вывод: детям до трех лет категорически не покупать. Малышам постарше давать только под наблюдением взрослых.

Оружие и острые предметы

Сабли, шпаги, лук со стрелами — в опасности этих игрушек, думаю, не сомневается никто, но всё же в погоне за реалистичностью многие продолжают скупать оружие с полок магазинов.

К числу таких же особо опасных и узнаваемых относится всевозможная военная техника (танки, автомобили, пушки), стреляющая пульками и поворачивающаяся в любую сторону с помощью пульта управления. Если вы приобретаете такие игрушки, то надо понимать, ранения тоже могут быть вполне реальными, ведь ребёнок может: • повернуть дуло танка в свою сторону и выстрелить; • попасть под стрелу или удар меча такого же воина, как он сам.

Вывод: лучше отдавать предпочтение мягким мечам и саблям и оружию, у которого снаряды на присосках.

Химические опыты

Знаете ли вы, что первый набор юного химика включал в себя радиоактивный уран? Хорошо, что это было полвека назад, и современные наборы для опытов стократно проверены учёными. Но всё равно они являются очень опасными, потому что в их составе щелочи, фосфаты и кислоты, смешав которые, можно получить взрывоопасную смесь, отравиться, обжечься. А ещё химический набор важно правильно хранить, подальше от огня, повышенных температур.

Вывод: такую развивающую игрушку можно покупать ребёнку, который понимает всю важность ситуации, то есть школьнику. Необходимо обязательно следить за тем, где он хранит свой набор и как с ним занимается.

Дешёвые пупсы

Недорогие куклы и пупсы с едким запахом, хоть и привлекают невысокой ценой, на самом деле очень опасны для детей. Они могут содержать фенол, который: • вызывает аллергию, удушье; • может стать причиной головных болей и бессонницы; • может повлиять на нервную систему ребенка и на систему пищеварения.

В большинстве случаев именно пупсы и куклы содержат фенол, но ядовитые игрушки часто находят и среди лизунов, мелких резиновых фигурках, наборах с машинками. Были случаи, когда Роспотребнадзор изымал из продажи пустышки с фенолом.

Читайте также:  Почему недопустимы ссоры при грудном ребенке?

Вывод: не приобретать игрушки со специфическим запахом и обходить стороной дешёвые товары для детей.

Мягкие игрушки

Мягкие игрушки так и манят своими милыми мордашками и пушистыми лапками. Но на самом деле назвать их безвредными нельзя, потому что: • в мягких игрушках часто заводятся клещи и другие паразиты; • мягкая игрушка — отличный пылесборник, что провоцирует астму и аллергию у ребёнка; • совсем маленькие дети могут задохнуться, если упрутся лицом в мягкую игрушку или она упадёт на них; • в их составе также могут находиться опасные химические вещества; • проглотив ворс, малыш может иметь проблемы с дыханием и пищеварением.

Вывод: лучше любоваться плюшевыми друзьями на прилавках магазинов, но если вы всё же приобрели такую игрушку своему ребёнку, не забывайте чаще стирать её и убирать подальше от малыша во время сна.

Страшные монстры

Куклы и фигуры с сильным негативным подтекстом и арсеналами типа пил, гробов, ножей сейчас очень модны, но, по мнению психологов, сильно травмируют психику детей, вызывают бессонницу, фобии, агрессию.

Вывод: не покупать вредные игрушки и сосредоточиться на позитивных.

Несколько действенных способов

Если ребенок просит купить игрушки, есть пара рекомендаций, как противостоять этому.

Уверенный в себе ребенок спокойно реагирует на родительский отказ в покупке ненужной фигурки на ярмарке сувениров. Он уверен, что в следующий раз родители обязательно, что-нибудь купят.

Формируйте у ребенка высокую самооценку, так будет легче жить и вам, и любимому чаду. Вот несколько советов: смотрите на ребенка взглядом одобрения, не отмахивайтесь и не игнорируйте его вопросы. Находите время для совместного времяпрепровождения, не оставляйте часто с бабушками и нянями.

Если ребенок постоянно просит что-то купить, нужно минимизировать его «хотелки». Попробуйте составить список покупок перед походом в магазин. Заранее обговорите перечень, давайте возможность помогать: пусть ребенок складывает йогурты, хлебцы и пельмени в корзину.

Обязательно хвалите маленького помощника за хорошее поведение.

Простота и доступность

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать — возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.