Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Интересное исследование провели зарубежные ученые, получив не менее интересные результаты.

Механизм и способы искусственного дыхания

Только за счет процесса дыхания кровь человека насыщается кислородом и из нее выводится углекислый газ. После того, как воздух попадает в легкие, он заполняет легочные пузырьки, именуемые альвеолами. Альвеолы пронизывает невероятное множество мелких кровеносных сосудов. Именно в легочных пузырьках осуществляется газообмен — кислород из воздуха поступает в кровь, а из крови отводится углекислый газ.

В том случае, если снабжение организма кислородом прерывается, жизнедеятельность находится под угрозой, поскольку кислород играет «первую скрипку» во всех окислительных процессах, которые происходят в организме. Именно поэтому при остановке дыхание начинать искусственно вентилировать легкие следует мгновенно.

Воздух, поступающий в организм человека при искусственном дыхании, заполняет собой легкие и раздражает находящиеся в них нервные окончания. В итоге в дыхательный центр головного мозга поступают нервные импульсы, которые являются стимулом для выработки ответных электрических импульсов. Последние стимулируют сокращение и расслабление мышц диафрагмы, в результате чего происходит стимуляция дыхательного процесса.

Механизм и способы искусственного дыхания

Искусственное обеспечение организма человека кислородом во многих случаях позволяет полностью восстановить самостоятельный дыхательный процесс. В том случае, если при отсутствии дыхания наблюдается также остановка сердца, надо проводить его закрытый массаж.

Обратите внимание, что отсутствие дыхания запускает в организме необратимые процессы уже через пять-шесть минут. Поэтому вовремя проведенная искусственная вентиляция легких может спасти человеку жизнь.

Все способы выполнения ИД подразделяются на экспираторные (рот-в-рот и рот-в-нос), ручные и аппаратные. Ручные и экспираторные способы по сравнению с аппаратными считаются более трудозатратными и менее эффективными. Однако они обладают одним, весьма существенным, преимуществом. Выполнять их можно без промедления, справиться с этой задачей может практически любой человек, а самое главное, отсутствует необходимость в каких-либо дополнительных приспособлениях и приборах, которые далеко не всегда есть под рукой.

Очищение каналов (Нади-Шодхана)

Это очищающее упражнение, которое балансирует «носовой ритм». В результате естественного чередования активности ноздрей у нас более активно работает то одно полушарие мозга, то другое. Когда доминирует правая ноздря, усиленно работает левое полушарие, а значит, внимание легче направить внутрь – увеличивается интуиция, творческая активность. В работе нервной системы преобладает парасимпатическая система, которая отвечает за расслабление, рост тканей и регенерацию. Когда доминирует левая ноздря — преобладает правое полушарие и симпатическая нервная система. Усиливается аналитическое мышление и центры вербальной коммуникации (слух, речь, письмо, чтение), увеличивается физическая активность тела. Если работают обе ноздри, то и оба полушария работают в унисон.

Техника выполнения Нади-Шодхана:Выполните вдох;Закройте правую ноздрю большим пальцем;Медленно выдохните через левую;Продолжая держать правую ноздрю закрытой, вдохните через левую как можно тише и глубже;Закройте левую ноздрю безымянным пальцем и выдохните через правую глубоко и медленно;Когда легкие освободятся, глубоко вдохните через правую;Закройте правую большим пальцем;Выдохнете через чередование сторон, пока не выполните по 3 вдоха выдоха с каждой стороны. Затем опустите руки и подышите легко и свободно обеими первый выдох выполнить с пассивной стороны. Для этого перед практикой сделайте несколько циклов дыхания обеими ноздрями и определите, какая ноздря активней на данный момент. Перенесите внимание на поток дыхания, проходящий через ноздрю, которая ощущается более открытой. Затем перенесите внимание на менее активную ноздрю, понаблюдайте за дыханием. В конце объедините два потока, ощущая, как они проходят от основания носу до точки, расположенной между бровями и в ней сливаются в единый поток.

Уже через неделю регулярного выполнения этой техники у вас улучшится слух, прояснится зрение, исчезнет сухость во рту и очистится дыхание и, соответственно, оживится восприятие жизни и активность всех видов у человека есть, но она находится в перманентном состоянии. И, следовательно, ее можно развивать   стимулировать клеточное дыхание.

Читайте также:  Агнозия головного мозга: причины, симптомы, лечение

Задержка дыхания (Кумбхака)

Помимо воздействия на сознание человека, эта техника улучшает капилляризацию всех органов и тканей, увеличивает трофическую функцию крови. По большому счету, Кумбхака – это и есть древний секрет молодости.

Техника выполнения:Исходное положение — сидя в позе лотоса, полулотоса или по-турецки. Кисти расположить на коленях.— выполнить полный вдох. Сократить мышцы промежности, втянуть живот, подбородок опустить на грудь и слегка отвести голову назад. На вдохе задержать дыхание до ощущения дискомфорта. Выполнить полный выдох, постепенно расслабляя мышцы промежности и живота, поднять голову. Горло не пережимать. Выдох по длительности равен вдоху. Выполнять 3 раза. Сознание направлять в область сердца. Эффект задержки дыхания зависит от ее длительности.

Существует несколько градаций Кумбхаки с полными легкими.1. Кумбхака продолжительностью от 3 до 20 секунд. Задача такого вида Кумбхаки, доступного всем, — способствовать усвоению вдыхаемого воздуха. При нормальном дыхании человек использует 6% из 21% кислорода, содержащегося в воздухе. Задержка дыхания способствует более полному усвоению кислорода легкими и выделению избытка углекислого газа. В этом случае дыхание производится с максимальной эффективностью. Этот вид Кумбхаки можно практиковать в любом месте, противопоказаний у него нет.2. Кумбхака продолжительностью от 20 до 90 секунд. Если задержка дыхания длится больше 20 секунд, то ее результаты очевидней.  На начальном этапе желательно заниматься с руководителем. Задержка дыхания длится до разумных пределов (не следует переходить естественный барьер комфортности и не применять силу воли)3. Кумбхака продолжительностью от 90 секунд до нескольких минут. Этот вид Кумбхаки может вызвать у йога контролируемое предкоматозное состояние и полностью восстановить утраченные возможности организма. Самостоятельные практики не безопасны.

Другие методики дыхания для памяти

Существуют и другие методики контролируемого дыхания. Наиболее популярным на западе является метод ребефинга (от англ. rebirthing– повторное рождение), разработанный в Америке Леонардом Орром. На базе ребефинга были созданы технологии: холотропного дыхания и вайвейшн (до 1987 года – интегративный ребефинг). Среди отечественных разработок к самым известным относятся дыхательные гимнастики К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой.

Если вы не знаете, с чего начать, начните с того, что вам больше нравится. Понаблюдайте за своим дыханием: как оно идет на вдохе, чего касается, что в теле движется, какие мышцы вы используете, какие при этом возникают звуки. Пользу от осознанного дыхания получит каждый, кто начнет им заниматься. Потому что независимо от исходного уровня здоровья, навыков и умения, активизируя свое внимание и чувства, вы обновляете свое тело и ум.

простых упражнения для концентрации внимания

Внимание как фонарик, луч которого можно направить на что угодно. А так как примерно 50% бодрствования мы отвлекаемся, получается, этот луч мечется из стороны в сторону. Чтобы научиться контролировать своё внимание, психолог из Университета Майами Амиши Джа предлагает тренировать осознанность.

По данным её исследований, у людей, которые не занимаются подобными упражнениями, во время сильного стресса внимание рассеивается. У тех же, кто регулярно тренирует мозг, оно, наоборот, улучшается. Есть у осознанности и другие плюсы: снижение тревожности и риска повторной депрессии, улучшение кратковременной памяти.

«Для этого не нужен особый взгляд на мир или религиозные убеждения», — говорит Джа. Такие упражнения просто тренируют мозг. Они делятся на две категории: пристальное внимание и свободное наблюдение. Все эти упражнения развивают способность мозга концентрироваться на одном объекте.

1. Дыхание

Начните с осознанного дыхания. Сядьте в удобной позе, выпрямив спину. Сосредоточьте всё внимание на ощущениях от дыхания. Почувствуйте, как прохладный воздух попадает в ноздри или как приподнимается и опускается живот.

Когда отвлечётесь на что-то, мягко направьте внимание обратно на дыхание. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если придётся повторять это много раз. Представьте, что ваше внимание, — это щенок, которого вы учите ходить на поводке. Каждый раз, когда он убегает в сторону, мягко притягивайте его обратно.

Читайте также:  6 типов мужчин, с которыми не стоит встречаться

2. Ходьба

Сосредоточьтесь на ощущениях при ходьбе: почувствуйте прикосновение ног к земле, ветер на коже, окружающие звуки. Неважно, где вы ходите: на улице или в помещении.

3. Сканирование тела

Если внимание — это фонарик, то во время сканирования тела нужно последовательно осветить им весь организм. Начните с пальцев ног, заметьте ощущения в них. Вы можете почувствовать покалывание, тепло или холод. Потом медленно продвигайтесь вверх.

Когда вы научились концентрировать и удерживать внимание на одном объекте, можно переходить к свободному наблюдению.

простых упражнения для концентрации внимания

4. Свободное наблюдение

Оно помогает замечать то, что происходит вокруг вас, но не цепляться за это. Здесь не нужно сосредотачиваться на конкретных объектах. Вместо этого будьте открытым для любых возникающих ощущений. «Не анализируйте и не думайте, — объясняет Джа. — Просто замечайте их и давайте им рассеяться».

Для этого сядьте в удобную позу и постарайтесь замечать все ощущения, мысли и эмоции, но не удерживать их. Можно помечать их в соответствии с разными категориями. Например, планы, тревога, осуждение, воспоминания. Делайте это вслух или про себя — как вам удобнее. Пометив ощущение или мысль, отпустите их.

Иногда вы будете застревать на одной мысли, и это естественно. Если отпустить её не получается, сделайте упражнение на пристальное внимание, чтобы вернуть себе чувство опоры.

Что делать, если не получается

Если вы попробовали эти упражнения, но удерживать внимание всё равно не выходит, не расстраивайтесь. Так бывает довольно часто. Не забрасывайте тренировку осознанности. Вам просто нужно больше практики, как и в любом новом занятии.

Обычно люди начинают ощущать положительный эффект через четыре недели 15-минутных тренировок по пять дней в неделю. Если это кажется слишком сложным, начинайте постепенно.

Например, пообещайте себе каждый день пару минут делать одно из упражнений. Скорее всего, вам захочется продлить тренировку.

Придерживайтесь первоначальной цели в течение месяца, а потом увеличивайте время упражнений, пока не дойдёте до 15 минут пять дней в неделю.

Чтобы это вошло в привычку, поставьте себе напоминания на телефон и найдите тихое удобное место, а также подходящее время, когда вас никто не будет отвлекать.

Читайте также

Условия для вхождения в аутогенное состояние

Аутогенную тренировку (самогипноз и самовнушение) эффективнее проводить, если вокруг будет абсолютная тишина. Другие важные условия:

  • Удобное положение тела.
  • Пассивная концентрация внимания на чем-либо.
  • Учитывая их при вхождении в гипнотическое состояние, Бенсон создал особый метод для быстрого достижения результата. Важное место в нем занимает умение сконцентрироваться на своем дыхании. Инструкции для начинающих такие:

    1. Необходимо занять удобное положение в укромном месте, где не будет никакого шума.
    2. Закрыть глаза.
    3. Постепенно расслабить мышцы тела, начиная с ног и заканчивая лицом.
    4. Сосредоточиться на дыхании: на выдохе после вдоха мысленно проговаривать «раз», дышать надо легко.
    5. Оставаться в таком положении 10-20 минут, просто посидеть с закрытыми глазами пару минут, затем можно открыть.

    Не надо во время выполнения упражнения беспокоиться по поводу плохой концентрации, если внимание отвлекается необходимо переключить его на дыхание, проговаривая «раз». Постепенно упражнения аутогенной тренировки будут даваться все легче, а расслабление приходить быстрее. Занятия лучше проводить пару раз в день, но не сразу после приема пищи.

    Условия для вхождения в аутогенное состояние

    Для вхождения в аутогенное состояние важно правильно подобрать место, особенно на первых порах. Условия должны быть комфортными, не должно быть слишком жарко или холодно. Слабый шум, как правило, не отвлекает, но надо обезопасить себя от резких и внезапных звуков. Создавать полумрак в комнате не обязательно, достаточно сесть к окну спиной.

    На начальном этапе тренировок необходимо быть уверенным, что никто не помешает, и не будет отвлекать. Для занятий важно выбрать оптимальную позу, для начинающих можно дать такие рекомендации:

  • Сесть ягодичными складками на край стула или кресла.
  • Ноги поставить шире плеч, чтобы мышцы могли полностью расслабиться.
  • Голени должны располагаться перпендикулярно полу.
  • Голова должна быть опущена, спина слегка согнута.
  • Необходимо сделать несколько покачиваний вперед-назад, чтобы убедиться в устойчивости позы.
  • Руки расположить на бедрах так, чтобы ладони мягко охватывали ноги.
  • Закрыть глаза.
  • Дышать спокойно, вдыхая через нос, а выдыхая через рот.
  • Читайте также:  Абдоминальный синдром. Боль в животе

    Для тех, кто только начинает применять аутогенные тренировки, поза может показаться неудобной, но постепенно приходит привыкание и осознание, что ее можно использовать везде, где имеется стул.

    Основная ошибка новичков заключается в посадке ягодиц на все сиденье, в такой позе через несколько минут можно почувствовать затекание ног, некоторые сильно наклоняются вперед, что приводит к появлению болевых ощущений в шее. Чтобы этого избежать специалисты создали вводное упражнение, которое поможет создать условия для начала занятий аутотренингом. Оно заключается в следующем:

    Условия для вхождения в аутогенное состояние
  • Сесть в удобном месте и расслабиться.
  • Закрыть глаза.
  • Совершать свободные и естественные дыхательные движения.
  • Сосредоточить внимание на том спокойствии, которое постепенно приходит.
  • Концентрация должна быть пассивной, не надо насильно пытаться сосредоточиться. В первое время достаточно выполнять упражнение несколько секунд.
  • Если приходится постоянно отвлекаться, то упражнение следует прекратить.
  • Особенности способности зависимо от пола и возраста

    Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.

    В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:

    • спецификой труда;
    • гендерными, культурными стереотипами;
    • различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
    • исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.

    Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.

    Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.

    Впервые методики контроля психического состояния проявляются в 3 года. Начиная с этого момента, ребенок осознает свое Я.

    Возрастные проявления регуляции:

    1. С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
    2. С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
    3. С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
    4. С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
    5. До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
    6. В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
    7. 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
    8. 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.

    Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.

    Профилактика

    • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
    • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
    • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
    • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
    • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.