Как научить ребенка считать?

Навыком устного счета ребенок должен овладеть в начальной школе, но лучше обучить его раньше. Уверенно складывая и вычитая, он быстрее освоит математику. Приложив немного усилий, родители сами могут научить малыша считать в уме. Для этого есть несколько эффективных методик.

Что должен уметь ребенок перед обучением

Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:

Что должен уметь ребенок перед обучением
  1. Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
  2. Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
  3. Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.

Дальнейшие шаги

Все вышеописанные советы предполагают наличие наглядного материала, а хочется, чтобы малыш освоил технику устного счета. Этого невозможно достичь до тех пор, пока ребенок не научится основам арифметики, и на этом этапе без вспомогательных средств не обойтись.

Когда дошкольник поймет начальную арифметику, и ему легко будет даваться решение простых математических задач, умение считать в уме придет само собой.

У ребенка хорошая зрительная память. На первых порах, при устном счете, малыш будет вызывать в уме зрительные образы – карточки с цифрами, счетные палочки или любую другую вспомогательную информацию. Постепенно способность решать примеры на ходу будет отточена до автоматизма.

Обычно родителям хочется ускорить этот процесс, чтобы малыш был полностью готов к школе. Как научить ребенка быстро считать в уме? Залог успеха – постоянные тренировки. Необходимо продолжать считать всегда, и считать везде, но уже без наглядных предметов. На прогулке можно обратить внимание ребенка на номер машины. Например, номер автомобиля – 364. Сколько получится, если сложить эти цифры вместе? Именно эту задачу ребенок должен решить в уме. В магазине: “Давай угостим фруктами твоих друзей – Рому, Таню и Влада. Сколько апельсин нам нужно купить?” Малышу придется подсчитать нужное количество устно.

Такие регулярные ненавязчивые занятия математикой обязательно принесут результаты, и знания, самым естественным образом, уложатся в голове малыша.

Как организовать занятия математикой?

Обучая ребенка новым умениям, нам необходимо так строить занятия, чтобы интерес ребенка к ним сохранялся на протяжении длительного времени. Каким образом этого добиться? Главное – не переусердствовать с формой подачи информации и длительностью заданий.

  1. Игровая форма обучения повышает качество усвоения любых навыков и умений, и обучение счету – не исключение.
  2. Дозированный объем информации: занятия, продолжительность которых 5 минут для младших дошкольников и 10 минут – для старших, не должны быть переполнены большим количеством новых сведений, иначе ребенок их просто не усвоит. Лучше заниматься по 5 минут, но несколько раз в день.
  3. Не забывайте периодически возвращаться к пройденным темам для закрепления ранее полученных знаний.
Читайте также:  Как полюбить себя и повысить самооценку женщине, психология прощения

Начинайте с самого простого: счет до 5, 10 и что такое «ноль»

Обучение малыша порядковому счету можно начинать после достижения им 2-2,5 лет. К этому возрасту дети способны научиться считать, по порядку указывая пальчиком на предметы, поэтому начните ваши занятия с простого пересчета любых вещей: машин, кубиков, деревьев, обуви, ступенек и т. п. Одеваясь на прогулку, обращайте внимание ребенка, что курточка одна, а ботинок – двое.

Чаще обращайтесь к ребенку с просьбой принести определенное количество каких-то предметов: карандашей, кубиков и пр. (на начальных этапах обучения стоит ограничиться 2-3 предметами).

Хороший результат в обучении счету даст игра «в магазин», ведь в таком случае вы с ребенком можете пересчитывать не только «деньги», но и количество покупок, например, три конфетки, пять яичек, одна булочка.

Читая крохе сказки, подробно изучайте иллюстрации к ним. Посчитайте вместе с ребенком, сколько тех или иных предметов изображено на картинке, указывая на каждый из них пальцем. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Три медведя», «Три поросенка» и пр.

После того как малыш уверенно научился считать до 5, можно продолжить освоение счета до 10, руководствуясь рекомендациями выше. Ребенок наверняка быстро справится с этой задачей.

После освоения счета до десяти малышу можно рассказать о таком понятии, как «ноль» – ничего. Сделать это проще всего с помощью обычных предметов: игрушек, конфет и т. п. Продемонстрируйте ребенку несколько кубиков, пусть он пересчитает их, а затем спрячьте и объясните, что раз ничего не осталось, то кубиков у нас – ноль.

Окружающий мир

— называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;

— приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;

— различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

— описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;

— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;

— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

— соблюдать правила безопасного поведения в природе;

— соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;

— соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

Когда можно приступать?

Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.

Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.

Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант — начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.

В 1-года

Можно рассказать, что такое «много» и «мало». На помощь приходят игрушки и предметы, которые находятся у ребенка на глазах. Идеально —  матрешка. Одна большая — мало, а внутри у нее много поменьше. Хорошо проводить работу, направленную на различие понятий «один» и «много». Просите подать вам только 1 игрушку, пусть малыш почувствует, сколько их у него в руках. После этого просите подать несколько предметов. Ребенок должен понять разницу в количестве.

Закрепите цифры, используя массаж пальцев. Согните ручку в кулак. Отогните указательный палец и скажите «один», после этого разожмите остальные пальцы и покажите ребенку, что их много.

Когда малыш поймет разницу в количестве, можно начинать работу по сравнению предметов. Возьмите в руки вещи разных размеров и расскажите ребенку об их отличиях. Попросите подать вам что-нибудь маленькое, после этого — большое.

Лучшим вариантом будет обучение в процессе любимой игры. Показывайте две вещи, которые используются и обозначьте их различие. Постепенно предложите ребенку самому найти, чем отличаются и похожи выбранные вещи. Подскажите ответ, указав на размер, количество, форму. Можно попросить сказать много ли он видит предметов с указанным признаком, найти игрушку с конкретной характеристикой.

Работа по формированию понятия о различии проводится для того, чтобы малыш осознал необходимость различать и считать. Заинтересованность в этом станет главным стимулом для дальнейшего обучения.

Метод Монтессори

Педагог М. Монтессори разработала свою методику по обучению счету, где использовала деньги. Малыши не только учились считать, но и разбирались в монетах и купюрах.

На следующем этапе, обучающимся предлагалось разделить на всех детей поровну предметы: конфеты или яблоки.

Кроме того, Монтессори связывала вычислительный процесс с ощущениями. Например, на стол выкладывалось много ярких палочек разной длины. Ребенка просили достать из кучи самую длинную. После проделанного выбора, вы вместе с ребенком должны сравнить палочку с остальными и убедиться, что она действительно самая длинная.

Эти советы и методики помогут малышу познакомиться с числами, научат производить элементарные числовые вычисления и помогут осознать взаимосвязь между цифрами и повседневной жизнью.

Advertisement

Как научить ребенка считать: дидактические материалы

Все материалы у вас под рукой, только оглядитесь! Вот вам лестничные ступеньки, вот кубики и пуговицы, а вот апельсины. Все это можно и нужно считать, сортировать по цвету, форме и количеству.

Обязательно поиграйте с разным количеством предметов. Малыш должен научиться сравнивать и понимать, где вещей больше, а где – меньше. Для этого есть специальные пирамидки, на которые нужно нанизывать бусинки, диски или кубики разных цветов. Скажем, на один стержень – три красных, на другой – десять синих. Ребенок сразу увидит, что десять – больше трех, и пирамидка получилась выше.

В качестве подспорья приобретите счетные палочки из дерева или пластика. Они почти не занимают места, но предлагают сразу множество игровых вариаций. Полезными окажутся и кубики с нарисованными цифрами и предметами с соответствующим количеством.

К трем годам можно купить магнитную доску с набором ярких цифр-магнитов.

И, конечно, самый понятный «материал» – собственное тело, а именно ладошки. Считайте и загибайте пальчики. Все это можно сопровождать стихами и пальчиковыми играми. Хотя многие педагоги полагают, что счет по пальцам (как и по линеечке) расслабляет память крохи, учит его задействовать иные механизмы, и не так полезен.

Некоторые развивающие занятия можно объединять. Например, упражнения с пластилином, картоном, красками, мелками, наклейками. Попросите скатать пять желтых шариков и три красных, нарисовать два яблока, наклеить на полянку три клубнички.

Как научить ребенка считать с помощью карточек?

Можно также воспользоваться яркими карточками с цифрами и изображением соответствующего количества точек (или предметов), чтобы ребенок сам мог сопоставлять цифровое обозначение с кличеством точек/предметов. Такое занятие также прекрасно будет дополнять и развивать способности ребенка к счету. С помощью таких карточек можно обучить ребенка счету до ста, а также развить логическое мышление и внимательность.

Можно перейти к объяснению, что такое «ноль», так как ребенок не всегда может понять, почему знак, который ничего не обозначает, должен присутствовать при обозначении большого количества предметов. Конечно, в два года ребенок этого еще не поймет, но в 3 или 3,5 года его способностей и развитого логического мышления уже будет достаточно.

Учимся считать в классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни — он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка быстро читать в 1 классе — простые техники скорочтения

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь первоклассник: памятка для родителей

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения — это может не лучшим образом сказаться на ребенке.