Как отличить ЗПР от олигофрении (умственной отсталости)?

Психологические и интеллектуальные особенности в развитии обычно диагностируются в раннем дошкольном или школьном возрасте, когда признаки отклонения становятся максимально выраженными. Олигофрения и ЗПР обладают схожими чертами, а от правильности постановки диагноза будет зависеть дальнейшее лечение и коррекция.

Этиология врожденной умственной отсталости (олигофрении)

Олигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрении нередко сопровождаются пороками физического развития.

Причинами олигофрении могут служить:

  • 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
  • 3) вредные факторы перинатального периода и первых трех лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Следовательно, любая патология, действующая на организм, не закончивший своего формирования, может привести к общей или частичной задержке его развития. Выраженность и степень умственной отсталости зависят от времени и локализации воздействия повреждающих факторов.

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70.

Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у  ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность
Читайте также:  Как не влюбиться в парня: избавление от влюбчивости

Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

Умственная отсталость легкой степени
  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности (IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод).

При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные  умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

Категория Признак при ЗПР
Синдром психического инфантилизма Подавленные навыки познавательной деятельности

Преобладает интерес к игровой деятельности

Дурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивость

Проявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможности

Отрицание любых правил

Церебрастенический синдром Непереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шуму

Быстрая утомляемость

Скачкообразные успехи в учёбе

Подавленные навыки памяти, концентрации внимания

Психическая медлительность

Капризность, сонливость

Энцефалопатические расстройства Заторможенность, безразличие к окружающему миру, вялость

Судороги

Эмоциональная агрессия

Энурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи

Интеллект Моторика рук развита слабо

Графо-моторная координация отсутствует

Нарушено зрительно-пространственное восприятие

Отсутствие навыка составлять звукобуквенный анализ

Ограниченный словарный запас

Сложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятью

Сложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.
Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий — не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой — практические советы

Лечение олигофрении

Лечение олигофрении в стадии дебильности и имбецильности заключается в коррекции имеющихся интеллектуальных дефектов с помощью:

  • коррекционных школ;
  • логопедов, педагогов, специализирующихся на развитии речи, мышления, социальных навыков и внимания.

При олигофрении в стадии идиотии лечение сводится к уходу за пациентом в условиях психиатрической лечебницы, дома для умственных отсталых/инвалидов.

Неврологи, дефектологи и психологи, работающие с олигофренами, ставят перед собой цель максимально адаптировать их к самообслуживанию, жизни в социуме. Очень часто больные дети живут в условиях изоляции. Их не понимают даже ближайшие родственники, что только усугубляет ситуацию.

План реабилитационных мероприятий для каждого пациента разрабатывается индивидуально. При этом учитывается степень олигофрении, наличие/отсутствие соматических и неврологических расстройств, особенностей физического развития.

Диагностика УО

Обследование при подозрении на слабоумие должно быть комплексным и включать физикальные, лабораторные, инструментальные методы. Немаловажным этапом диагностики является сбор семейного анамнеза и выявления возможных причин, приведших к появлению клинической симптоматики заболевания. Диагностика включает психиатрическое, клиническое, физикальное, инструментальное исследование и клинико-лабораторные методики.

Психиатрическое исследование:

  • беседа с родственниками, хорошо знающими характер пациента и его умственные способности;
  • выявление данных о наследственной отягощенности психическими патологиями;
  • сбор сведений об акушерско-гинекологическом статусе матери в период беременности и родов;
  • изучение истории развития пациента в раннем детском и школьном возрасте: формирование артикуляции, овладение учебной программой, становление личности;
  • анализ данных о психическом состоянии во взрослом возрасте: способность самообслуживания, уровень социальной адаптации.

Клиническое обследование:

  • оценка степени ориентации в пространстве, во времени;
  • речевой уровень;
  • степень мыслительного процесса;
  • знание социума;
  • проверка памяти, внимания;
  • эмоциональный статус;
  • выявление сопутствующих психоневрологических патологий.

Физикальное обследование:

  • выявление дисфункций черепно-мозговой иннервации;
  • проверка рефлексов;
  • контроль координации движений;
  • тестирование тактильной чувствительности;
  • обнаружение двигательных нарушений.

Инструментальные методы (необходимы для выявления органического поражения ЦНС):

  • ЭЭГ;
  • РЭГ;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Клинико-лабораторная диагностика:

  • кариотипирование;
  • полное геномное секвенирование;
  • исследование ДНК;
  • хромосомное микрочипирование.

Необходимо осуществлять дифференциальную диагностику умственной отсталости с другими схожими состояниями, такими как: шизофрения, эпилепсия, деменция, задержка психического развития, аутизм.

Взаимодействие с окружающим миром

Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.

Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.

Прогноз и образ жизни

Совсем излечить невозможно даже легкие стадии олигофрении. При дебильности своевременно начатое лечение поможет ребенку адаптироваться в обществе; в будущем он сможет устроиться на несложную работу и жить самостоятельно. Имбецильность потребует постоянного надзора, хотя ребенок и сможет работать на простой, монотонной работе (убирать двор, мыть посуду). Родителям детей с идиотией придется до конца жизни ребенка присматривать за ним: такие люди никогда не смогут жить даже относительно самостоятельно.

Важно вовремя начать лечение. Кроме того, выше вероятность улучшения состояния, если имеется эмоциональный контакт с родителями.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.