Как подготовить ребенка к школе?

Многие родители задаются вопросом: когда можно начинать подготовку ребенка к школе? Если честно, то с первых дней рождения. Ведь школа – это начало самостоятельной жизни, и к ней малыша необходимо готовить как можно раньше.

Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов

Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).

В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.

Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Как подготовить ребенка к школе с помощью творчества?

Маленькие дети и идеальная чистота – вещи несовместимые. Если в доме разрисованы стены, обои и любимое мягкое кресло – значит, здесь ребенка воспитывают правильно. Решили воспитать настоящего умника – тогда забудьте слово “нельзя”. Детям можно все, нужно просто правильно направлять их деятельность и подталкивать к верным решениям.

Рисование, лепка из пластилина развивают не только моторику рук, но и мировосприятие малыша. Помогите ему понять мир, в котором он живет, и не старайтесь переубедить, что не существует синих томатов, оранжевой клубники или зеленого солнышка. Пусть их мир будет ярким и красочным.

Сказки. Их можно не только слушать, но и сочинять, рисовать и лепить. Такие занятия очень помогут в подготовке ребенка к школе, так как развивают мышление и фантазию, помогают сосредоточиться и донести свою точку зрения.

Для того чтобы дошкольник не рисовал свои первые картины на стенах, запаситесь большим количеством ватманов, альбомов, красок и карандашей. Но, если честно, на стенах и дверях детские рисунки выглядят намного привлекательнее и их можно постоянно дорисовывать.

Как улучшить память и внимание у ребенка лет: советы родителям

Главный совет, который можно дать родителям — занимаясь с ребёнком, не позволяйте себе раздражаться и ругать своё чадо. Ваше раздражение, а тем более ругань, приведут к тому, что у ребёнка не будет никакой мотивации к занятиям, и он просто замкнётся. Этим вы и проблему не решите, и создадите более серьёзную, когда ребёнок просто не захочет с вами общаться.

Старайтесь сделать занятия максимально интересными и увлекательными, чтобы ребёнок занимался с удовольствием. Стимулировать ребёнка по ходу задания, как в примере со сладостью-сюрпризом в “волшебном мешке” — отличное решение.

Не бойтесь обращаться к психологу за советом, если ни в какую не можете наладить с ребёнком контакт и помочь ему. Вполне вероятно, что выходом окажется рекомендация отдать ребёнка в какой-то кружок наподобие театральной студии, который максимально полно раскроет потенциал ребёнка за счёт коллективных игровых тренингов под руководством опытного педагога.

Методики развития памяти у детей

Разработано большое количество различных методик, помогающих развить когнитивную функцию, способствующих лучшему запоминанию информации. Больше всего положительных отзывов и рекомендаций получили 2 способа: разработанный Гленом Доманом и метод Монтессори.

Методика Глена Домана

Метод разрабатывался для работы с маленькими детьми, имеющими отклонения в работе памяти. Позже его адаптировали так, что стало возможно работать и со здоровыми детьми. Занятия следует начинать с раннего возраста. Важно радоваться всем успехам ребенка, поддерживать его и хвалить. Заниматься необходимо в комфортной обстановке, завершать занятие до наступления сильной усталости. Материал следует давать последовательно, начинать с простых занятий и переходить к более трудным лишь тогда, когда ребенок будет готов к этому.

Занятия должны быть регулярными. Проверять знания, устраивать контрольные и тесты нельзя: это создаст для ребенка лишний стресс. Заниматься, когда ребенок устал, находится в плохом настроении или по какой-либо еще причине не желает продолжать занятие, нельзя.

Методика Монтессори

В основе данного способа лежит игровая деятельность, в процессе которой дети могут повысить внимательность, память, логическое мышление, воображение. Родители могут выполнять лишь роль наблюдателя; обучать ребенка чему-либо против его желания запрещается. Дети выбирают желаемый вид деятельности самостоятельно. Самостоятельно ребенок может определить и длительность любого занятия. Важно создать условия, в которых ему комфортно будет заниматься.

Как именно нужно готовить малыша к школе?

Очень важно видеть, что интересует вашего малыша, и в своих занятиях опираться на эти темы. Родители как никто знают любимые мультфильмы и сказки своего ребенка, эти знания можно использовать в играх, чтобы заинтересовать «ученика».

Одним из ключевых моментов развития дошкольников является работа с мелкой моторикой его ручек. Часто взрослые делают упор на словесные задания, забывая о том, что мелкая моторика влияет на общий уровень развития. Если пальчики не разработаны, малышу будет тяжело писать, рисовать, работать с кисточкой и ножничками. А это основа обучения в первом классе.

Чтобы развить мелкую моторику ребенка, используйте специальные игрушки, в магазине их множество. Это могут быть пазлы и конструкторы, любые игрушки с маленькими детальками. Кроме того, в каждом доме есть то, что поможет развить мелкую моторику.

Готовя обед на кухне, дайте ребенку фасоль, семечки, горох, гречку, любую другую крупу, которую можно взять двумя пальчиками. Пусть по одному перекладывает зернышки из одного сосуда в другой, играет с ними, а когда вы освободитесь – попробуйте сложить из зернышек цветочек или любой другой простой рисунок, а малыш пусть повторяет. Заставлять его это делать точно не придется, детки всегда сами с удовольствием повторяют действия взрослых.

Не менее важным для первого года обучения является и физическое состояние ребенка. Постарайтесь еще дома приучить свое чадо к сидению в правильной позе. Тогда у него не будет болеть спина после уроков.

Программы первого класса в большинстве современных школ рассчитаны на деток, которые уже умеют читать. Поэтому уделите внимание этому вопросу. Лучше всего, если заниматься с дошкольником чтением будет специалист, а не родители. Он и материал подаст правильно, и относиться к занятиям в таком случае ребенок будет серьезней. Но если вы хотите делать это самостоятельно, помните, что изначально малыши учат не буквы, а звуки. Называйте ему буквы не «пе, эр», а «п, р», чтобы в последующем ему несложно было составлять слоги.

Занимаясь подготовкой малыша к школе, старайтесь почаще переключать виды деятельности. После раскрасок чтение, потом подвижная игра. Хорошо, если занятия будут комбинированными. Например, малыш перевозит в грузовичке кубики, что развивает его моторику, но при этом считает их. Или после прочтения сказки о колобке вы этого персонажа рисуете, вырезаете из картона или лепите из пластилина.

Главное при таких занятиях – не забывать, что польза от них будет только тогда, когда ребенку интересно, и он испытывает положительные эмоции. Счастливого детства и уверенного будущего вашим детям!

Бытовые навыки ребенка в лет

Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.

Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.

Социальная готовность к школьному обучению

Что же это такое?

Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и уровень социальной ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое). Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.

Социальная готовность к школьному обучению

Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее.

Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими. Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.