Как проявляется и лечится истерический невроз у детей

Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).

Причины возникновения

Специалисты разделяют возможные причины возникновения и развития невроза страха на 3 группы. Одна из самых сложных – наследственная предрасположенность. У малыша, рожденного со склонностью к повышенной тревожности, заболевание может прогрессировать в раннем возрасте или проявиться позже на почве стрессовых ситуаций.

Частая причина возникновения невроза страха, требующего лечения, – стресс. Человек не контролирует события личной (неразделенная любовь, развод) или общественной жизни, возникает перенапряжение психики и как результат – заболевание. Довольно часто невроз страха развивается на почве глобальных перемен в жизни человека. Это может быть переезд или смена места работы. У детей – начало посещения детского сада или школы. Невроз страха также может проявляться у беременных или молодых мам.

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи. Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы. По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.

Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

Читайте также:  "Вымирающие" транквилизаторы

Причины школьного невроза

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников. Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

Лечение

Основными процедурами как лечебного, так и профилактического воздействия при появлении истерических неврозов у детей становятся:

  • соблюдение определенных правил поведения родителями (и окружающих ребенка взрослыми);
  • спокойный, правильный режим дня;
  • дополнительный отдых;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • активные подвижные игры;
  • ограничение общения малыша с тревожащими его факторами, негативно влияющими на психическое состояние;
  • спокойное и внимательное отношение взрослых к проявлениям симптомов заболевания ребенка.
Читайте также:  Как понять, что преподаватель влюблен в студентку?

Всё это способствуют достаточно быстрому изменению в негативном поведении маленького человека.

Памятка: Лечение истерического невроза у детей

Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:

Лечение
  • специальные методы психотерапии;
  • медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
  • гомеопатия.

Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.

Чаще всего — без помощи не обойтись

Главная задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.

Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности. Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша. Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.

Профилактика психических расстройств

Предупредить болезнь гораздо легче, чем лечить ее. Профилактика психических заболеваний состоит в том, чтобы соблюдать здоровый образ жизни и проводить время с пользой. Важно соблюдать простые правила:

  • Правильно и сбалансировано питаться.
  • Отказаться от вредных привычек. К ним можно отнести не только курение и алкоголь, но и долгое времяпрепровождение за компьютером или телефоном.
  • Начать заниматься спортом.
  • Соблюдать режим сна. Для крепкого и здорового сна можно выпивать перед сном стакан молока или зеленый чай.
  • Саморазвиваться.
  • Общаться с людьми (в реальной жизни, а не в интернете).
  • Заниматься делом, которое приносит удовольствие.

Такой образ жизни уменьшит риск возникновения не только психических расстройств, но и многих других заболеваний.

Синдром страха и беспокойство

Почти каждый в состоянии вспомнить ситуацию, в которой о чем-то или о ком-то беспокоился. Иногда эти опасения могут быть оправданы, но чаще являются лишь проекцией наших фантазий.

Однако, иногда такая забота сопровождает почти все ситуации, а кроме того, не имеет рациональных оснований и серьезно усложняет повседневную жизнь. В этом случае страх становится серьезным заболеванием, которое требует лечения.

В этом случае следует проконсультироваться с психологом или врачом-психиатром, который оценит, является ли это симптомами синдрома страха или лишь временное проявление напряжения и бдительность.

Синдром страха характеризуется, в частности, чрезмерной по отношению к обстоятельствам тревожностью. Проявляется она в непрерывном прогнозировании несчастий и проблем, разработке катастрофических сценариев, своего рода «пессимизме».

Часто те или иные сценарии относятся к возможной болезни у себя или близких людей, неудачам, трудностям в различных сферах жизни. Также могут относиться к совершенно повседневным ситуациям, таким как опоздание на встречу, невозможности выполнить план на день и т.д.

Но есть важное отличие — это совершенно другой уровень тревожности. Больной принимает во внимание только наиболее пессимистический возможный ход событий (даже если он очень маловероятен) и его ожидаемые негативные последствия.

Читайте также:  Внутриличностные конфликты: понятие, виды и способы разрешения

Почти в каждой ситуации человек с синдромом страха начинает размышлять о том, что может произойти худшее и какие могут быть последствия. Это очень затрудняет нормальную жизнь и не позволяет достичь состояния расслабления. Бывает, что человек ждет чего-то страшного, но не знает или не может точно определить что это должно быть. То есть имеет место только предчувствие, что произойдет что-то плохое.

Опасности и последствия

Дети, страдающие неврозом, не способны полноценно развиваться: у них снижается мотивация, ухудшаются когнитивные способности. Длительно протекающий невроз способен серьезно усложнить ребенку процесс адаптации в обществе.

На фоне невротических расстройств часто развиваются другие психические отклонения, в итоге ребенок становится глубоко несчастным, не имеющим сил и желания делать что-либо.

Также психические заболевания подтачивают соматическое здоровье ребенка. У него ослабнет иммунитет, могут появиться хронические заболевания, еще больше ухудшающие качество его жизни.

Повышенная тревожность у ребенка

В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. Первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами)

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности. Если в основе лежат психологические проблемы, то прием медикаментов будет лишним, и никак не будет воздействовать на имеющуюся тревожность.