Как воспитать в ребёнке лидерские качества и уверенность в себе

Вопросом, как воспитывать детей, задаются и молодые родители, и даже те, у кого уже есть дети. Каждый ребёнок уникален, уже с самого раннего возраста он – личность со своим характером. Поэтому воспитывать детей — непростая задача, и поиск правильных ответов на вопросы о воспитании детей – это целое искусство. Но все трудности компенсируются, когда родители видят, что у них растёт здоровый, счастливый, всесторонне развитый ребёнок.

Рубрики

Рубрики Выберите рубрику Бытовая техника Великие люди Иностранные языки Информатика Магадан. К историческим истокам названия Мартинус – Космические лекции Математика Медицина Педагогика Полезное Понятия и определения Приложения Психология Академическая иллюзия Вы не одиноки Дети и родители Лучшие чувства Манипуляция в бизнесе и в жизни Основы коммуникации Образование против таланта Онтогенез игры Перед лицом перемен Познать свой разум Предисловие Проблемы образования Руководитель должен быть творцом Теории детской игры Учимся быть творческими людьми Человек – существо творческое Путешествия Социология Транспорт Философия Финансы Объявляя войну нищете Страсть к успеху. Японское чудо. (Казуо Инамори)

Лидерство лидерству рознь?

Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители.

Но если родители не будут иметь четкого представления о том, что такое истинное лидерство, им не избежать путаницы в желаниях и результатах. Так, у одних вместо лидера вырастет капризное существо, которое привыкло всего добиваться истериками. А у других ― агрессивный подросток, нисколько не похожий на лидера, однако третирующий своим поведением семью и близких.

Где взять это четкое представление? Лично я получила его только после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. До этого меня, как и многих, раздирали противоречия, я делала выводы, исходя из личного опыта и наблюдений. Всматривалась в своего ребенка и думала: «Ну, кто же ты? На кого похож? Кем будешь, когда вырастешь? И как мне тебя воспитать лидером

Тогда я еще не знала, какой сюрприз преподнесла мне природа.

Социальное воспитание ребенка

Дети в общественных местах – это обширная тема, которая многим даёт обоснованные поводы для недовольства. Чтобы ребёнок умел взаимодействовать с миром к обоюдному удовольствию, важно с самого раннего детства приучать его к правильному поведению. Безусловно, грудному малышу не объяснить, что его плач беспокоит других людей, но с ним можно отойти в сторону, укачать его; в конце концов, хотя бы спокойно и доброжелательно извиниться перед теми, кто вынужден находиться радом, — люди обычно понятливы к тем, кто так же относится к ним самим.

А по мере того, как ребёнок растёт, тем более важно присматривать за его поведением. Он живёт среди людей, поэтому ему важно понимать правила поведения в обществе. Объясните ему, что необходимая особенность взрослого человека – это умение ладить с людьми, находить компромиссы. И в то же время ребёнку важно иметь понимание своих собственных прав.

Расскажите ребёнку о том, что у каждого человека есть права на здоровье, на отдых, на уважительное отношение. У каждого – и у него в том числе. И его свобода делать всё то, что он хочет, ограничивается правами других людей.

Читайте также:  6 типов бабушек, которые портят детей: найдите свою

Объясняйте это с детства на простых примерах. Он может попросить игрушку у другого мальчика или девочки, но должен быть готов поделиться своей в ответ. Никто не имеет права отнять у него игрушку – но и сам он не может отнимать игрушки у других. Он может вежливо попросить других людей о помощи или одолжении, но и самому желательно пойти навстречу, если его попросят.

Кроме этого, есть и другие моменты. Допустим, к примеру, что ребёнок стесняется посторонних – дома он подвижен и общителен, а на людях теряется. Вряд ли он справится с тем, чтобы быстро поладить с десятком незнакомых детей или стать звездой детских праздников. В таких случаях не ругайте его и не запугивайте тем, что ему будет сложно жить.

Но и быть в одиночестве – тоже не выход, ему необходимо социализироваться, поэтому приучайте его идти на контакт с другими людьми. Пусть он сам заплатит за покупку приветливой продавщице или пообщается со знакомыми семьи. Так или иначе, ему придётся многому научиться, чтобы чувствовать себя в обществе комфортно.

Детям учиться легче, чем взрослым. У них более гибкая психика, большая открытость и отзывчивость. Если с самого детства заложить в нём правильные задатки и развить природные данные, то во взрослой жизни у него будут и друзья, и успешная карьера.

И при этом не забывайте о безопасности ребенка. Нельзя разговаривать с чужими, нельзя никуда с ними уходить, открывать им дверь или садиться с ними в машину. Пусть ребёнок будет открыт миру, но помнит, что главным авторитетом для него остаются родители и их слова.

Как воспитать успешного ребенка

Внедряя в сознание ребенка такие понятия как человечность, самостоятельность, целеустремленность, родители с большой вероятностью воспитают успешную и уверенную в себе личность. Подражание родителям также оказывает немаловажную роль в дальнейшем формировании жизненных принципов.

Если ребенок видел, что для мамы свойственно сдерживать обещание, а папа, как никто другой умеет поддержать в трудную минуту и дать мудрый совет, то и в недалеком будущем он будет поступать также. Привитые в детстве качества – это как семена, которые взрослые засевают в плодородную почву. И только время покажет, какие плоды вырастут в сердце детей, и вырастут ли они вообще. 

На что же следует обратить внимание, а чего следует поостеречься, чтобы воспитание успешного ребенка принесло результат?!

  • Умение воспринимать ребенка, независимо от возраста, как отдельную от родителей личность, для которой характерны — свое мнение, взгляд на определенную ситуацию, чувство собственного достоинства, внутренний эмоциональный мир.

Соблюдайте моральную дистанцию, не навязывайте свои предпочтения и вкусы, если ребенку это не по душе. Даже 2-3 летний малыш может делать осознанный выбор в пользу любимых вещей или действий.

  • Поддержка проявления инициативы очень важна для развития самостоятельности и первых начинаний. И пусть малыш медленно кушает, или вот уже полчаса завязывает шнурки, такие моменты являются важным этапом в развитии независимости и силы воли, пусть пока совсем крошечной.

Поощряйте в ребенке любые проявления активности, где он пытается сделать маленькие, но самостоятельные шаги. Особенно важно проявлять поддержу в первые годы малыша, когда поведение взрослых определяет черты характера.

  • Помощь в определении целей и желаний является основополагающим принципом для развития уверенного в себе ребенка. До 12 лет детская психика не способна определить конкретные направления в своих предпочтениях, поэтому очень важно проявить наблюдательность, а затем направить в нужное русло неугомонную детскую энергию.
  • Воспитание силы воли и трудолюбия можно начинать с 6-7 лет, когда ребенок способен контролировать свои эмоции, и осознает их последствия. Независимо от того, каким характером наделен малыш, целеустремленность и силу духа желательно развивать с малых лет. 

Приучайте ребенка к занятию спортом, выполнению различных упражнений, всячески поддерживая его старания и успехи. Физические нагрузки как нельзя лучше развивают самодисциплину и контроль над собой.

  • Собственный пример достижения поставленных задач – это хороший образец для подражания, которому дети с удовольствием будут следовать. Главное – проявлять последовательность, сдерживать обещания, и конечно, трудиться и получать удовольствие от результатов своей работы. И тогда, ребенок поймет, что при огромном трудолюбии и стремлении быть первым можно добраться до любых вершин. 

Взаимодействие между школой и семьей

В первую очередь, и родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример.

Читайте также:  «Паника к чему снится во сне? Если видишь во сне Паника, что значит?»

Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.

Однако и роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход.

Ни изменившиеся ценности, ни преобразование системы обучения не отменяют того факта, что ребенок – маленькая личность со своими взглядами, убеждениями, приоритетами. И чтобы направить его на правильный путь совсем не обязательно ругать, унижать или наказывать. Нужно воспользоваться мудростью и знаниями, и стать для него другом и авторитетом, демонстрируя доброжелательность, отзывчивость, честность… И тогда, скорее всего, ребенок станет более внимательным к тому, что ему говорят, и захочет ответить взаимностью.

Советы психологов

В воспитании существуют определённые правила, соблюдение которых поможет воспитать в ребёнке уверенность в себе. Основные из них:

  • Не выяснять отношения при ребёнке;
  • Выражать критику только относительно совершенных действий, а не личности;
  • Не переносить свои страхи на малыша;
  • Проявлять терпение и поддержку в любых начинаниях крохи.

Важный момент в воспитании — похвала и признание, которые родителям следует использовать, чтобы подчеркнуть заслуги ребенка. Если малыш терпит неудачу в чем-то или не проявляет таланта при определенном умении, хвалят прилагаемые усилия. Следует сказать сыну или дочери, что некоторые вещи требуют многократных повторений и практики.

Маленькие дети задают много вопросов. Это естественный процесс познания окружающего мира. Ни в коем случае нельзя игнорировать или раздражаться. Задача родителей — поощрять любопытство и стараться отвечать на все интересующие вопросы. В будущем у такого малыша будет преимущество перед сверстниками в младших классах, он будет быстрее усваивать новые знания и успешно учиться.

Как воспитать в ребенке лидера?

Наверное, нет таких родителей, которые бы не думали о том, как поставить ребенка на ноги, как научить его делать выбор и достигать целей. На своем опыте я убедился, что воспитание в детях лидерства, помогает снять остроту со всех этих вопросов. Ведь именно лидерский подход комплексно решает многие задачи и помогает детям легче переступить порог самостоятельности.

Читайте также:  Показания и противопоказания поведенческой психотерапии

Кто такой лидер?

Я понимаю лидера как человека, который четко видит цель, умеет ее ясно описать для других, может разбить на шаги путь ее достижения, может показать другим, что эти шаги реальны, и что вместе с ним они дойдут до результата. За таким человеком люди хотят идти.

Конечно, вам необязательно растить из своего ребенка лидера. Наоборот, этими знаниями следует пользоваться аккуратно. Возможно его предназначение совсем в другом, а став лидером, ему придется вести за собой людей, что тяжело. Поэтому есть смысл обратить внимание на риск, связанный с лидерством, например, несоответствие правилам экологичности.

Экологичность 

Становясь лидером, личность проходит разные стадии роста, одна из которых может сопровождаться желанием «пройтись по головам» или убеждениями «цель оправдывает средства», «прав только я, и если ты не со мной, то против меня».

Имейте в виду возможность таких перекосов и, когда заметите подобное в поведении ребенка, поговорите с ним о разрушительной силе выбранных подходов. Объясните ему, что как только появляется убеждение «цель оправдывает средства», от него могут отвернуться люди.

Если он станет думать, что прав только он, в его команде может проявиться более сильный лидер и повести за собой остальных. Потому что лидер, который следует правилам экологичности, выясняет намерения людей и вписывает их в картинку, к которой идет вместе с ними.

Все остальное – использование людей, а это рано или поздно оборачивается против него самого. Поэтому настоящее лидерство не рассматривает людей, как фигуры на шахматной доске.

Как воспитывать лидерские качества? 

1. Личный пример родителей 

Если вы для ребенка пример лидерства, то он с первых месяцев будет впитывать как губка ваш стиль жизни. Например, если вы описываете ребенку картинку в будущем, разбиваете на шаги путь, по которому можно к ней приблизиться, то и рассказывайте, какая от него нужна помощь. В вашем поле он будет двигаться к своим или общим целям.

Как воспитать в ребенке лидера?

2. Выбор 

Постоянно давайте ребенку выбор. Лидер должен уметь принимать решения. А решение и есть выбор. Начинайте с малых лет. Например, ребенок балуется за столом.

Спросите его хочет ли он есть вместе с родителями, но аккуратно, или хочет продолжать баловаться и закончить на этом ужин.

Какое яблоко он хочет? Хочет гулять или остаться дома? Если не предоставлять ребенку выбор, он вырастает с ожиданием, что за него выбор сделают другие, а это с лидерством несовместимо.

3. Постановка цели

Важно ставить цели вместе с ребенком и научить его делать их конкретными. Если ребенок понял, куда хочет двигаться, сделал выбор (например, стать врачом), помогите ему разбить цель на шаги.

Выясните вместе, в какой больнице он хочет работать, какими болезнями заниматься, каких людей лечить. Из этого определите в какой институт ему нужно поступить, какие экзамены сдать, какие предметы знать лучше всего и т. д. Умение разбивать цель на шаги и есть образец лидерства.

Если ребенок привыкнет делать это для себя, то для него не возникнет проблем делать это и для команды.

4. Передача полномочий 

На определенном этапе, лет с 10, начните приучать ребенка создавать цели и шаги для такой команды, как семья. Делайте его формальным лидером в каких-то процессах. Например, поручите ему спланировать переезд на дачу или путешествие. Договоритесь, что он лидер, а вы – ресурс. И после выстраивайте командную работу, обязательно его поддерживая.

Юрий Строганов, отец троих сыновей, колумнист и предприниматель