Как воспитывать гиперактивного ребенка

Что делать, если ребенок гиперактивный? Нужно ли показать его врачам? Как бороться с гиперактивностью ребенка или не стоит этого делать?

Гиперактивность у детей. Что это такое.

Если конкретно отвечать на поставленный вопрос, то безусловно хорошего в этом нет ничего, это можно назвать даже заболеванием, которое может быть вызвано рядом причин. С виду гиперактивный ребенок вполне доволен и счастлив, бегает, играет и веселится, иногда даже чересчур. Но как только подходит дело ко сну, многие мамочки, наверное, замечали, что их чадо вроде бы и хочет спать, а уснуть долго не может, это как раз и есть последствие этой самой гиперактивности.

Гиперактивность — это синдром, при котором ребенок на подсознательном уровне ощущает дефицит внимания.

Чаще всего этот синдром родители не замечают до поры посещения школы, где и начинают проявляться все признаки:

Такие дети крайне невнимательны и не могут долго усидеть на одном месте, что отрицательно влияет на восприятие информации.

Чересчур активны, и чаще всего их поступками движут импульсы. В более младшем возрасте это может выглядеть как каприз или даже истерика на ровном месте.

Ребенок не в состоянии запомнить большие объемы информации или сфокусироваться на конкретном школьном предмете, из-за чего происходит отставание от сверстников.

Такие малыши очень беспокойно спят, часто просыпаются и долго не могут уснуть, могут даже плакать во сне.

Непослушание, когда дитя напрочь отказывается подчиняться каким-либо общепринятым правилам, а также ощущение постоянного беспокойства.

Все эти признаки можно заметить еще в младенчестве и попытаться предотвратить. Для этого нужно посетить невролога, который назначит массаж, медикаменты и может быть дополнительное обследование. Но не пускайте все на самотек, хоть Вы и не видите, но ребенку с гиперактивностью тяжело.

  • если зубы у ребенка прорезываются не по порядку и
  • можно ли детям пить кофе.

Причины появления синдрома гиперактивности

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

Мозговая дисфункция – это  функциональное нарушение, то есть оно обратимо и может исчезнуть по мере роста и созревания мозга. Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

Основные причины появления СДВГ – это дефицит энергообеспечения мозга и органические поражения мозга

  1. Дефицит энергообеспечения мозга

Еще одна, не менее важная, причина мозговой дисфункции – это дефицит энергетического снабжения мозга во время его  созревания, дефицит энергетического снабжения мозга для выполнения работы.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует.

Дефицит энергетического снабжения мозга  можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

 Факторы, влекущие за собой дефицит энергообеспечения мозга:

  • Любые анемии у мамы во время беременности и у ребенка после рождения, при которых нарушается перенос кислорода к мозгу.
  • Дефицит у мамы во время беременности и у ребенка после родов витаминов и микроэлементов, участвующих в образовании энергии.
  • Гипотиреоз у мамы во время беременности и у ребенка после родов, при котором нарушается обеспечение организма кислородом, а, следовательно, энергией (заболевания щитовидной железы, дефицит в рационе йода, железа, селена, другие нарушения).
  • Дефицит кофакторов энергообмена.
  • Астма, пневмонии, аденоиды, нарушающие поступление кислорода.
  • Сердечная недостаточность у ребенка, нарушающая поступление крови в мозг.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84%.

Только обеспечив мозг энергией можно надеяться на эффективное лечение СДВГ.

Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?

Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:

  • Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
  • Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
  • Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
  • Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
  • Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
  • Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
  • Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
  • Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
  • Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
  • Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
  • Не заставляйте отпрыска есть через силу.
  • Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.
Читайте также:  Виды семейного бюджета: совместный, долевой, раздельный.

Заниматься воспитанием гиперактивного ребенка чрезвычайно сложно, возможно, порой вы будете чувствовать, что это он управляет вами, а не вы им. Но всегда помните: особенные дети не хуже всех, они просто другие. Развивайтесь, постигайте нестандартные методики воспитания и однажды поймете, что не только вы делаете своего отпрыска лучше, но и он вас.

Категории

Симптомы невнимательности

Они могут легко отвлечься, забыть, им не просто сосредотачивать свое внимание на что-то одно. Им нелегко выполнить домашнее задание, организоваться и следовать инструкциям. Можно подумать, что они просто не слушают или не хотят слышать, про что с ними пытаются разговаривать. Их ошибки в основном из-за невозможности сосредоточится, они часто теряют разнообразные вещи и предметы.

Симптомы гиперактивности

У таких детей проявляются симптомы нетерпеливости и суетливости, избыточная общительность и неусидчивость. В школе на уроке они могут сорваться со своего места в самый неподходящий момент, может сложиться впечатление, что они имеют моторчик, ведь они постоянно двигаются.

Симптомы импульсивности

Малыши с диагнозом СДВГ имеют и такие симптомы проявления: часто в школе на уроке начинает отвечать на вопрос учителя еще до того, как последний задаст вопрос, они постоянно перебивают, не давая высказаться другим, так как они нетерпеливы, им трудно чего-то ждать. Они не могут откладывать удовольствие, если они хотят, то обязаны это получить в тот же момент. И никакие уговоры не способны их переубедить.

Маме на заметку

Ребенок с СДВГ одинаково ведет себя везде (дома, в садике, в школе, во дворе) и со всеми (сверстниками, взрослыми). Тогда, как обычный малыш может быть непоседливым и беспокойным дома, но в садике, с малознакомыми людьми или в гостях кроха ведет себя куда спокойнее.

P.S. Если вы подозреваете у своего малыша синдром гиперактивности, обязательно обращайтесь к специалистам: невропатологу (он назначит лекарственные препараты при необходимости) и по возможности к нейропсихологу (он предложит определенную коррекционную программу именно для вашего малыша). Поскольку, чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что ваш малыш нормально адаптируется в коллективе, у него будет хорошая успеваемость в школе, а, повзрослев, он сможет полностью себя реализовать.

О коррекции этих проявлений и правилах для родителей гиперактивных детей — следующая статья Гиперактивный ребенок: что делать!

врач-ординатор детского отделения

Как помочь гиперактивному ребенку

Как уже говорилось, способа полностью исправить эти нарушения медицина, к сожалению, пока не нашла. Но человеческий организм умеет приспосабливаться. Способность к замещению, компенсации пострадавшего органа или утраченной функции известна давно. Требуется лишь некоторое время и доброжелательное, терпеливое отношение взрослых к гиперактивным детям.

Нашим деткам трудно конкурировать с их здоровыми сверстниками. Тем более, что понимания от общества ждать не приходится. Не секрет, что гиперактивного ребенка чаще всего воспринимают негативно и, даже, с осуждением. У ребенка, а иногда и у родителей, формируется чувство вины. Хотя, в чем, скажите на милость, виноваты больные детки и их измученные родители?

И от кого же еще в такой ситуации ждать сочувствия и помощи нашему ребенку, как не от нас, родителей. Мы, любящие папы и мамы можем и должны помочь малышу адаптироваться, поддержать, научить, ободрить.

Однако, в помощи и поддержке нуждаются не только гиперактивные дети. Родители детей с СДВГ подвергаются колоссальным психологическим нагрузкам. Чтобы стресс не стал хроническим, нужно подумать и о себе.

Мой сайт создан специально для Вас. Он не только расскажет об этом заболевании, но и подскажет, как быть в сложных ситуациях. Есть способы справиться с трудностями СДВГ. Поверьте, жизнь самого гиперактивного ребенка и всей семьи может быть интересной и радостной.

Читайте также:  Невербальное общение: позы, мимика, жесты, взгляды.

На этом сайте в блоге я публикую для Вас на 100% рабочие практические советы, одобренные врачами и психологами и проверенные жизнью. Мы буквально «по косточкам» разберем типичные ситуации и рассмотрим пути их решения. Для удобства используйте поиск по сайту, теги и категории.

В раздел Психологические тесты я регулярно добавляю самые интересные и информативные тесты, направленные на то, чтобы помочь Вам лучше понять гиперактивного ребенка (и самих себя). Для прохождения тестов не требуется ни оплата, ни регистрация, ни СМС.

Для тех, кому интересно, на сайте есть страничка «Об авторе». В свою очередь, мне будет приятно узнать немного о Вас. А чтобы общение было живым и обоюдным, оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и сомнениями. Буду рада помочь Вам.

Признаки заболевания

Главными симптомами синдрома гиперактивности у взрослых являются невнимательность, чрезмерная энергичность и импульсивность. Нередко они заходят за грань допустимых возможностей и сильно утомляют организм человека, а также окружающих людей, вызывая головные боли, апатию или пресыщение общением. При этом активность пациента может резко переходить в агрессивное настроение. Некоторые клинические психологи ошибочно относят синдром к биполярному расстройству, для которого характерны схожие черты.

Следует подробнее изучить симптомы гиперактивности у взрослых для того, чтобы убедиться в наличии заболевания.

Примерами невнимательности могут стать:

Признаки заболевания
  • Неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
  • Плохое внимание к деталям.
  • Неорганизованность. Например, неспособность регулярно вести дневник или ежедневник.
  • Рассеянность, забывчивость.
  • Быстрое переключение внимания с одного на другое.
  • Откладывание дел.
  • Ненадежные рабочие привычки.
  • Равнодушие к планированию встреч, частые переносы.
  • Выполнение дел в последний момент: форс-мажоры, ночь перед дедлайном.
  • Мечтательность, погружение в воображаемый мир.
  • Неспособность грамотно распорядиться собственным временем.

Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал. Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности.

Нередко люди с расстройством подвержены импульсивным действиям, таким как:

  • Неумение выслушивать до конца.
  • Бросать дела, так и не заканчивая их.
  • Невозможность просчитать последствия своих действий.
  • Постоянные проблемы с деньгами из-за непредвиденных затрат.
  • Брать слишком много задач на себя, чтобы доказать превосходство.
  • Частая смена работы из-за скуки и однообразия.
  • Употребление наркотиков или алкоголя.
  • Темпераментный характер, включающий раздражительность, быстрый переход в состояние агрессии.

Симптомы гиперактивности у взрослых проявляются в следующих признаках:

Признаки заболевания
  • Взволнованность, частые переживания.
  • Неусидчивость.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Быстрые мысли, неспособность расслабиться перед сном при стрессовой ситуации или проблеме.
  • Отсутствие долгой концентрации на одном предмете.
  • Невозможность стоять в очередях и ждать.
  • Беспрерывные разговоры, неумение хранить секреты.

Нередко человек, переживающий все перечисленные проблемы, сталкивается с трудностями в социальном взаимодействии с окружающими. Постоянные стрессовые ситуации, желание поставить в жесткие рамки и принудительно научить дисциплине воспринимается пациентом импульсивно. Потому следует придерживаться рекомендаций специалиста: проходить терапию или принимать лекарства.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей Slideshow ADHD is Adults , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать Slideshow ADHD in Children мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.
Читайте также:  Не хочу спать с мужем. Не хочу близости с мужем, что делать?

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Главное правило — это позитивный настрой. Игра — это тоже труд, медленно и уверенно преображающий непоседу. По минутке увеличивается его возможность остановиться, чтобы расслабиться, которая превратится со временем в 5-10-15 минут.

Для детей дошкольного возраста подойдут такие полезные игры

“Семейка кенгуру” помогает успокоится. Прыгаем вместе с малышом, изображая кенгуру — медленно, но синхронно по холмам и по долинам. Затем прячемся на ночь в норке. Необходимо замереть, иначе семейку обнаружат кровожадные хищники. Максимально расслабляемся, а “хищник” (мама или папа) тянет за ноги, руки, чтобы проверить живой кенгуреныш или нет.

“Макарошки” также уменьшают возбуждение. Люди — макаронины валяются на полу, вытягиваются и перекатываются. Потом они варятся и бурлят то быстрее, то медленнее. Затем огонь выключается и движение на полу прекращается — макарошки замирают. Теперь мелкую макаронину берут за талию и “стряхивают воду”. Кладут на “тарелку, накручивают на вилку и поливают соусом” (накрыть крошку покрывалом) и “едят”, пощипывая за бока.

“Улитка” учит контролировать реакцию. Малютки превратились в улиток. Они очень медленно передвигаются, ползут по кругу. Ой, резко пронесся автомобиль — они прячутся в панцирь, замирают. Опасность миновала — выпрямляются, потягиваются и опять идут. Проходит человек, пробегает животное — все повторяется. В завершение — на солнечной лужайке улиточки дремлют, лежа на животе, солнышко такое ласковое и расслабляющее.

Для школьников младшего возраста польза игр бесценна

“Пантомим”. Показывайте по очереди предметы, животных, действия (несу тяжелую сумку, поливаю цветы, крашу забор) с целью отгадать без слов. Здесь не только бурлят эмоции, но и развивается воображение.

“Стоп”. Договоритесь со своим маленьким игроком, что он будете произносить цифры , а его задача отследить, когда вы назовете условную “5” или “9” и остановит игру. Здесь разрабатывается реакция и внимание.

Если требуется выплеснуть энергию (во избежание накопления эмоционального напряжения, агрессии), то сыграйте в “Бокс”. Устройте импровизированный ринг, придумайте или купите необходимое снаряжение. Посмотрите несколько детских тренировок по Интернету для большей убедительности. И, самое главное, научите юного спортсмена не только боксировать, но и отдыхать. Здесь цель — чередование борьбы и отдыха, так он приучится регулировать свое состояние.

Позволяйте иногда ребятам “Битву с подушками”, а лучше поучаствуйте сами. Можно усложнить игру с помощью задания продержаться, не сходя с места и не падая в течении 30 секунд, например. Такая разрядка необходима непоседам, особенно школьного возраста.

“Снежная Баба”. Эта игра сродни медитации — расслабляет и снимает стресс. В любом месте в любое время (на прогулке, например) превращаем нашего “энерджайзера” в снежную бабу с помощью таких аффирмаций. “Представь, что ты сделан из снега — и руки, и ноги — все тело, тебя только слепили и ты стоишь и блестишь на морозе. Проходит время, зиму сменяет весна, становится тепло, а потом жарко. Ты начинаешь понемногу таять: сначала руки, потом тело, а затем и ноги превратились в ручеек воды. Только “мокрое место” и останется от плохого настроения вашего ребенка!

Упражнения для развития навыков самоконтроля также смотрите здесь:

3 игры на расслабление для импульсивных детей

Ну что же, можно сделать вывод, что гибкость и терпение — самое необходимое в работе с гиперактивными детьми. Такие непоседы бесспорно изматывают родителей. Им грозят нервное истощение, депрессия, семейные ссоры, если сразу же не расставить все и всех на свои места. Когда вы заботитесь о себе, об отношениях со своей половинкой — это только гармонизирует ваших детей.

С супругом (супругой) договорится заранее, обсудив тактику воспитательных моментов — дайте ему почитать эту замечательную статью. Важно согласие между мамой и папой во всех вопросах воспитания, иначе ничего не выйдет. Объясните родственникам и друзьям особенности вашего ребенка, подскажите им как нужно реагировать на его поведение, расскажите о том, как важны для него понимание и любовь. Это избавит вас от неприятных замечаний вроде “Вы его совсем не наказываете?”.

Гиперактивность вашего ребенка — это не беда, а возможность проявить творчество в воспитательном процессе, стать лучшей версией себя, как родителя.

Поделитесь своими лайфхаками “укрощения строптивых” чад!

Видео