Легкая умственная отсталость: симптомы, диагностика и лечение

Умственная отсталость – это врожденный (обусловленный предрасположением или рано развившийся) недостаток интеллекта, сочетающийся с недостаточной дифференцировкой личности. В раннем детстве замедление психомоторного и речевого развития возбуждает подозрение в умственной отсталости. Но только к трем годам диагноз может стать достоверным, основная же масса детей с умственной отсталостью распознается позже.

Характеристики людей с легкой умственной отсталостью

  • Данной группе людей характерна неспособность к осознанию сложных понятий, им недоступны сложные обобщения и способность к абстрактному мышлению. Хотя, если у человека лёгкая форма дебильности, то он может мыслить абстрактно, но, очень ограниченно. При этом преобладает строго конкретный тип мышления, когда отображаются лишь внешние стороны происходящих событий или явлений
  • Нужно отметить, что речь у взрослого человека, которому поставлен диагноз «дебильность», неплохо развита, он способен говорить осмысленными предложениями, имея неплохой словарный запас.
  • Эта категория умственно отсталых людей сохранила способность к освоению некоторых профессиональных навыков, пусть невысокой квалификации. А вот усвоение различного вида информации даётся им с трудом, как и любых других знаний.
  • Такая проблема, как лёгкая умственная отсталость у взрослых, не мешает им сохранять адекватность поведения в привычной для таких людей обстановке.
  • Не имея собственного мнения, человек, с диагнозом дебильность, хорошо запоминает разные правила, выражения, фразы, взгляды окружающих его людей, а затем шаблонно им следует.
  • При лёгкой степени дебильности, человек может хорошо ориентироваться в окружающей его обстановке, быть достаточно осведомлённым в происходящих процессах, и даже проявлять хитрость.
  • Среди данной категории, можно встретить  людей, односторонне одарённых. Известны гениальные художники и музыканты, страдающие подобным недугом.
  • Дебилам присуща очень высокая внушаемость и лёгкая управляемость со стороны тех, кто их окружает. Это часто может привести к непредсказуемым последствиям, порой очень опасным, как для самих больных, так и тех, кто с ними рядом.
  • Нередко человек с лёгкой формой умственной отсталости страдает повышенной сексуальностью и распущенностью.
  • У всех нас разные характеры, и данная категория людей не исключение. Они могут быть приветливыми и добродушными, а могут через небольшой временной промежуток проявлять агрессивность, злобу и упрямство.
  • У людей с легкой формой умственной отсталости отсутствует способность фантазировать и образно мыслить;
  • Одним из наиболее существенных признаков, лиц с умственной отсталостью, можно назвать их недостаточное критическое отношение, как к себе, так и к возникшим ситуациям. Им трудно понять целесообразность собственных поступков, и предвидеть их последствия;
  • Люди с умственной отсталостью способны совершать различные правонарушения, связанные с ситуациями, где требуется адекватная оценка и принятие взвешенных решений. Обычно бывает так, что эти лица, не склонные к конфликтам, оказавшись в сложной обстановке, могут вести себя неадекватно, представляя общественную опасность.

Как бы то ни было, лёгкая умственная отсталость у взрослых позволяет им жить, работать, любить и быть любимыми. Ведь именно так и должно быть в любой цивилизованной стране.

Знаете ли Вы, что многих гениев в детстве считали умственно отсталыми?

 (факты из биографий)

1. 

Томаса Эдисона выгнали из школы после первых четырёх месяцев обучения, учитель сказал, что он умственно отсталый.

В дальнейшей жизни: 

Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

2. 

Бросившего медицину Дарвина отец с горечью укорял: «Тебя ничего не интересует, кроме ловли собак и крыс!»А далее:

Книга Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вышла в 1859 г., и её успех превзошел все ожидания.

Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних учёных и жёсткую критику других.

Этот и последующие труды Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода переводились на многие языки.

3. 

Уолт Дисней был уволен из газеты за недостаток идей.

Чтобы далее стать создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов.

Читайте также:  Как проявляется послеродовая депрессия и что делать?

За свою необыкновенно напряжённую жизнь Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов.

Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара» и премией имени Ирвинга Тальберга, обладающей статусом «Оскара», а также многими другими наградами и премиями.

4. 

Учитель Бетховена считал его совершенно бездарным учеником.

А впоследствии: Людвиг ван Бетховен признан ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.

Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

5. 

Знаете ли Вы, что многих гениев в детстве считали умственно отсталыми?

Эйнштейн не говорил до четырёх лет. Его учитель характеризовал его, как умственно отсталого человека.

Он разработал несколько значительных физических теорий:

  • Специальная теория относительности (1905). В её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии: .
  • Общая теория относительности (1907—1916).
  • Квантовая теория фотоэффекта.
  • Квантовая теория теплоёмкости.
  • Квантовая статистика Бозе-Эйнштейна.
  • Статистическая теория броуновского движения, заложившая основы теории флуктуаций.
  • Теория индуцированного излучения.
  • Теория рассеяния света на термодинамических флуктуациях в среде.

6. 

Отец Родена , говорил: «У меня сын – идиот. Он трижды не поступил в школу искусств».

А известен стал великий скульптор Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н тем, что достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».

7. 

Моцарту, одному из самых гениальных композиторов, император Фердинанд сказал, что в его «Женитьбе Фигаро» «слишком мало шума и слишком много нот».

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской  классической школы.

8. 

Наш соотечественник Менделеев имел тройку по химии.

Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический»  Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.

9. 

Когда Маркони придумал радио и рассказывал своим друзьям, что будет передавать слова на расстоянии по воздуху, они посчитали его сумасшедшим и отвели к психиатру. Но уже через несколько месяцев его радио спасло жизнь многим морякам.

Гулье́льмо Марко́ни (итал. Guglielmo Marchese Marconi) — маркиз, итальянский радиотехник и предприниматель, один из изобретателей радио; лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год.

Стоит задуматься!

Как проявляется умственная отсталость?

Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

  • аномальное строение тела, головы, лица;
  • патология различных внутренних органов;
  • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.

Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

  • малыш не держит головку;
  • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
  • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.
Как проявляется умственная отсталость?

Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал

Дошкольный возраст

Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

  • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
  • нарушение моторики;
  • рассеянное неустойчивое внимание;
  • расстройства поведения;
  • слабое физическое развитие;
  • нестабильность в эмоциональном плане;
  • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро?).

Школьный возраст

Первую степень называют дебильностью. В этом случае IQ пациента находится в диапазоне 50–69. Это практически такие же люди, как и обычные здоровые. Пациенты не могут концентрировать внимание, поэтому возникают трудности в обучении. Хотя, они все запоминают и помнят долгое время. У пациентов нарушается поведение.

Читайте также:  Почему мужчины боятся серьезных отношений и что с этим делать

Есть пациенты, которые, наоборот, стараются привлекать внимание с помощью различных поступков, иногда антисоциальных. Такие люди могут стать жертвой обмана, или попасть в ряды преступников. В то же время они понимают, что отличаются от обычных людей и стараются скрывать этот факт.

Вторая степень умственной отсталости — имбецильность. Пациентов отличает IQ около 35–49. Они привязываются к людям, понимают, когда их хвалят или ругают. Они обучаемы простым навыкам самообслуживания, речи и письму. Однако проживать они могут только под контролем здорового человека.

Третья степень олигофрении — идиотия. У больных IQ ниже 34. Они не обучаемы, плохо разговаривают, неуклюжи в движениях. Так как им необходим постоянный контроль, то проживать они могут только в специализированном учреждении, где за ними круглосуточно наблюдают.

Как проявляется умственная отсталость?

Оценить степень заболевания пациента позволяет не только IQ. Врач проверяет бытовые навыки, состояние психики, изучает, насколько пациент социально адаптирован, учитывает перенесённые заболевания. А на основании полной диагностики подтверждает или опровергает наличие умственной отсталости.

В детском возрасте у ребёнка проявляется задержка развития. Её выявляют на приёме у педиатра. Таким детям трудно общаться в коллективе, им тяжело соблюдать режим дня, сидеть на занятиях. В школе они невнимательные, не могут сидеть спокойно на уроке. Они плохо учатся и ведут себя вызывающе, несмотря на лёгкую степень заболевания.

Своевременное обращение к психологу или психоневрологу поможет выявить заболевание. Тем более что у таких детей часто возникают судороги, головные боли, тики.

Диагноз и дифференциальная диагностика

В детских садах дети с умственной отсталостью обращают на себя внимание тем, что они не выполняют требуемых от них заданий, однако это может иметь и другие, психореактивные причины.

В начальную школу дети с умственной отсталостью ходить не в состоянии, даже в спецшколе требования для них могут оказаться завышенными, поскольку среди их соучеников, которые слабо учатся, не все имеют умственную отсталость. С другой стороны, не все дети, посещающие спецшколу, должны только по этой причине считаться умственно отсталыми, так как при направлении иногда может быть поставлен ложный диагноз, когда тяжелые невротические нарушения рассматриваются как умственная отсталость (так называемая псевдодебильность). Если ребенок изучил культурную технику (чтение, письмо, счет), едва ли уместен диагноз умственной отсталости. Однако умственно отсталые могут иметь некоторые описанные способности, например хорошую память (прежде всего механическую) и музыкальность, что не противоречит диагнозу.

Поэтому в каждом конкретном случае необходимо тщательное психологическое тестирование, которое не должно ограничиваться только тестом на интеллект. При этом внимание надо обращать на отдельные западения в интеллектуальном профиле и на сравнительно хорошо развитые способности, чтобы давать толковые советы по обучению и профессиональной деятельности. При помощи проективных тестов можно дать заключение, насколько эмоциональные факторы нарушают психическую деятельность. Недифференцированные, инфантильные люди могут казаться необразованными или дебильными, хотя они не таковы. Во время острых психозов и при состояниях эмоциональных расстройств полноценное исследование интеллекта невозможно.

Если человек по требованию не может объяснить, как он сам или его окружение воздействует на его способности действовать, речь идет об относительном слабоумии. Многие из таких людей склонны к тому, чтобы гиперкомпенсаторно втираться в доверие, некоторые из них становятся аферистами и мошенниками. Другие малоразвитые люди могут удивительным образом приспосабливаться, например, хорошо поддерживать беседу, выступать со своими относительными способностями (рисование, музыка и т. д.) и пытаться маскировать свои недостатки, или перенять стиль своего окружения (раньше это называлось салонным слабоумием). Если им предлагают серьезное задание, они отказываются его выполнить, главным образом потому, что не могут выученное применить на практике.

Отграничить умственную отсталость от детского аутизма бывает трудно, поскольку между ними могут быть переходные формы. За аутизм говорят интеллект и дифференцированное выражение лица, выраженная фиксация на объектах и тенденция к изоляции.

От деменции больные с задержкой развития отличаются прежде всего тем, что у них изначально нарушено развитие интеллекта, т. е. страдают приобретение знаний и дифференцировка личности, тогда как при деменции сохраняются хотя бы остатки предшествовавшего интеллекта, обрывки знаний и элементы высокой дифференцировки. Интеллектуальные тесты подтверждают эти различия.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Читайте также:  Кто такой педант и его преимущества и недостатки?

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Симптомы тяжелой умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости проявляется врожденными патологиями. Она должна проявиться до первого трехлетия.

Тяжелая умственная отсталость у детей проявляется рано и обычно родители быстро пытаются определить первопричину появления для помощи своему крохе, но не всегда это возможно.

Характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью весьма живописна, у них характерный фенотип, то есть внешность. Рот приоткрыт, может быть слюнотечение. Их возможно обучить элементарным навыкам, но уход за ними очень сложен. Развитие отстает, интеллект формируется медленно и навсегда остается недоразвит. Они не обучаемы и способны овладеть лишь простейшим тяжелым физическим трудом. У них анамнестически выясняется гипомнезия, плохое запоминание, но в отличии от идиотии они отличают своих близких. В клинической беседе заметен их примитивизм, а также, опросив родных, можно понять, насколько плохо они ориентируются в самоуходе. По данным психологических опросников и методов выявления интеллекта можно протестировать их и выяснить, что у таких персон цифры не превышают 34, но и не ниже 20. В таких случаях можно выставить диагноз тяжелой умственной отсталости.

Отставание всегда заметно и в физическом ракурсе, не только в интеллектуальном. Нередко находятся дефекты ушей, лица, подобные внешние отклонения, необычная форма головы, недоразвитие генеталий. Зависимо от первопричины у таких индивидуумов бывают невралгические проявления, парезы и параличи, особенно если причина гипоксическая или травма ЦНС. Нередко их обучают элементарному, поэтому они понимают речь и даже способны произносить отдельные простые слова. Но грамматически верно глаголить они не способны, как и использовать сложные конструкции. Их мышление, как и выражения конкретны и нередко обозначают простейшие просьбы. Нередко у них имеется нарушения инстинктов и воли, что может вести к сложностям проживания с ними. Эмоции у них плохо дифференцированы, но они узнают родных и прислушиваются к похвалам и наоборот. Бывают агрессивны, могут подраться, не отличаются благодушием, раздражительны и замкнуты. На вопросы отвечают последовательно, односложно, примитивно и после паузы. Не способны абстрагировать и обобщать. Счет им практически недоступен, некоторых умудряются обучить считать до трех — пяти. Могут съесть готовую еду и одеться, способны повторять простые трудовые действия.

Их нельзя оставлять иначе они пропадут, легко внушаемы, не ориентируются в новой обстановке и не способны обходить себя самостоятельно, имеют необходимость в надзоре. Никаких особых интересов не проявляют, но могут пересматривать картинки в журналах.

Есть две отдельные группы персон с тяжелой умственной отсталостью, одна группа вяло-апатическая, индивидуум равнодушен и интересуется лишь удовлетворением своих потребностей, относятся к торпидным. Другая группа, эректильные персоны очень живые и подвижные, им присуща агрессия и живость, они подвижны и нередко непоседливы. По эмоциональным сферам они очень различаются злобностью, тогда они упрямы или радушием, тогда они благодушны и приветливы. Но вторая группа встречается гораздо реже.

Характеристика тяжелой умственной отсталости у детей проявляется отставанием от погодок, а у взрослых нарушением интимной сферы и поведенческих мотивов.

Диагностика

При первичном осмотре доктор беседует с ребенком и родителями, задает уточняющие вопросы и при подозрении на интеллектуальную неполноценность дает направление на дальнейшие обследования, включающие:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • компьютерную томографию;
  • электроэнцефалографию;
  • консультации у психолога, невролога, психиатра.

Также проводятся тесты, определяющие уровень интеллекта ребенка. На основании результатов обследования выставляется диагноз: олигофрения определенной степени либо задержка психического развития.

Детям с легко выявляемыми генетическими патологиями, всегда сопровождающимися умственной отсталостью (например, синдром Дауна), ставят диагноз «олигофрения» сразу после рождения.

Дифференциальная диагностика при умственной отсталости (Олигофрении): аутизм, ЗПР: