Наркозависимость: основные причины наркомании, особенности лечения

Рубрика: Психология

Психология наркомании

Специалисты, в компетенцию которых входит изучение зависимостей, сходятся во мнении, что проблем наркомании и алкоголизма как таковых не существует по отдельности — они являются одним из следствий поведенческих и психических отклонений в развитии человека.

Как известно, мозг вырабатывает так называемые гормоны радости — эндорфины, которые отвечают за состояния удовольствия, расслабления и обезболивания. В норме эндорфины вырабатываются в достаточном количестве вследствие тех или иных состояний человека. А наркотики являются стимуляторами повышенной их выработки.

Опасность наркотических веществ в том, что непосредственно после их принятия количество эндорфинов возрастает, и человек впадает в состояние эйфории, но уже через некоторое время после употребления наркотика уровень «гормонов радости» существенно снижается, поскольку наркотик нарушает их нормальную выработку.

Соответственно, для повышения количества эндорфинов человеку требуется новая доза — и с каждым употреблением она становится больше. Именно это и называется физической зависимостью — когда человеческое тело отвыкает полноценно функционировать без наркотических веществ.

Общеизвестно, что наркомания — страшное увлечение, которое очень плохо заканчивается. При этом напрашивается вполне логичный вопрос: зачем люди, прекрасно осведомленные о вреде наркотиков, выбирают столь нездоровое удовлетворение своих потребностей?

Главная причина всех зависимостей — недовольство собственной жизнью и стремление изменить её. Но способы при этом выбираются инфантильные, нездоровые. Взрослый человек с несформированным, детским мышлением пытается решить свои внутренние проблемы лёгким путём, избегая серьёзных перемен в собственной деятельности и уходя от ответственности.

Увы, нынешнее общество практически не способно формировать зрелых и самодостаточных личностей. А человеку инфантильному очень трудно понять себя и решить свои проблемы нормальным путём, особенно если к ним прибавилась наркотическая зависимость.

Читайте также:  15 лучших курсов по медитации для начинающих и продвинутых

Инфантильность, как причина наркотической зависимости

Некоторые возразят — ведь среди наркоманов много успешных личностей, о какой же инфантильности может идти речь? Инфантилизм проявляется не в умении человека делать деньги, а в его социальной неадаптированности, несформированности психики и мышления, отсутствии видения жизни, духовной и нравственной неразвитости.

Одно из ярчайших проявлений инфантильности — неумение отказывать себе в удовольствиях, даже если оные подразумевают под собой удовлетворение низших потребностей и идут в противовес инстинкту самосохранения.

Откуда же берётся инфантилизм, и почему он так распространён в современном обществе? Ответ прост — инфантильность личности напрямую связана с чрезмерной родительской любовью и опекой.

Если пару столетий назад родители воспринимали детей как маленьких взрослых, и относились к ним соответственно, то сейчас драгоценных чад стремятся максимально уберечь от реалий внешнего мира, не давая им полноценно взрослеть.

Проявляя чрезмерную заботу, родители не задумываются, что безжалостно уродуют психику детей, не дают им познать окружающий мир, выработать нормальную реакцию на различные ситуации и найти собственную манеру поведения.

Чтобы победить зависимость, нужно в первую очередь решить собственные психологические проблемы. В противном случае сколько бы человек ни проходил курсов лечения, он будет возвращаться к вредной привычке, едва переступив порог медицинского учреждения. До тех пор, пока не изменится мотивация, не изменится ничего.

Путь борьбы с наркоманией — длительный процесс, требующих физических и моральных сил, волевых качеств, глубокого самоанализа и работы над собой.

Стадии формирования психического расстройства

У всех людей течение психического заболевания проходит по-разному. В период болезни состояние подвержено различным изменениям, поэтому понять, что человек психически болен, бывает непросто. Некоторые заболевания имеют стремительный характер и заканчиваются быстрым выздоровлением. Другие имеют низкий темп роста, при котором постепенно ломается психика, и заболевания носят хронический характер. Однако, общая последовательность всегда одинакова.

Читайте также:  10 заповедей, как организовать самого себя

Начальный этап характеризуется общими симптомами. Психически неуравновешенный человек быстро утомляется, тревожен, страдает бессонницей.

Дебютная стадия формирования болезни характеризуется кратковременными психопатологическими симптомами.

В инициальном периоде развития болезни присутствуют общесоматические, неспецифические, вегетативные, аффективные и психопатоподобные расстройства организма.

Период клинической развернутой картины сопровождается тем, что у душевнобольных проявляются симптомы, характерные для данного вида заболевания.

Исход заболевания может иметь одну из форм:

  • полное выздоровление;
  • интермиссия (светлый промежуток);
  • ремиссия (улучшение состояния на фоне сохранения негативной симптоматики);
  • глубокий кризис.

Часто наблюдаются случаи, когда наступает смерть больного.

Психические заболевания у детей

2. Аутизм (детская форма шизофренического расстройства) характеризуется добровольным устранением ребенка от общения со взрослыми и детьми, замкнутостью, гипертрофированным развитием какой-либо одной способности ребенка (счета, рисования, пения) или прогрессирующим снижением интеллекта.

Психические заболевания у детей

3. Гиперактивность детей состоит в невозможности сконцентрировать внимание, сохранить двигательное спокойствие, воспринимать обучение в полном объеме и проконтролировать свое поведение.

Психические заболевания у детей

Расстройства эмоций и поведения у детей и подростков

Сюда относятся заболевания, развивающиеся у детей или подростков:

  1. гиперкинетические расстройства: нарушение внимания и активности, гиперкинетическое поведение;
  2. патологии поведения: нарушенное поведение в семье, нарушение социализации, негативизм, антисоциальное детское поведение;
  3. смешанные заболевания: депрессивный синдром, тревожность, агрессивность, навязчивость или одержимость, синдром деперсонализации-дереализации, фобии, ипохондрия.
  4. тики: преходящие, хронические, комбинированные;
  5. специфические нарушения для детского возраста: ночное мочеиспускание, отсутствие аппетита, поедание несъедобных веществ, стереотипные движения, заикание, речь взахлеб.