Основные рефлексы новорожденных детей: таблица

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Оценка здоровья новорожденного: шкала Апгар

  • A – цвет кожи,
  • P – пульс (сердцебиение),
  • G – гримасы,
  • А – активность движений,
  • R – рефлекторные показатели, дыхание.
  • 0 – низкая оценка (признак отсутствует),
  • 1 – удовлетворительная оценка (признак выражен слабо),
  • 2 – наивысшая оценка (признак ярко выражен).

ОСОБЕННОСТИ! Когда показания на пятой минуте в сумме составляют менее 7 баллов, производятся дополнительные измерения в течение 20 минут с промежутками в 5 минут.

О чем говорят суммарные значения

  • 7 – 10 баллов – состояние новорожденного отличное.
  • 4 – 6 баллов – удовлетворительное состояние (может потребоваться дополнительная врачебная помощь).
  • Ниже 4 баллов – критическое состояние (необходима срочная реанимация).

Поговорим о каждом критерии подробнее.Цвет кожиПульс (сердцебиение)

Гримасы (рефлексы)Активность движений (мышечный тонус)Рефлекторные показатели (дыхание)

Оценка состояния здоровья новорожденного, рожденного раньше срока

шкалу Сильвермана. критерии:

  • Движения грудной клетки.
  • Втяжение межреберий и грудины.
  • Характер дыхания.
  • Положение нижней челюсти и участие крыльев носа при дыхательных движениях.

Чем выше суммарный показатель

Основные физиологические рефлексы новорожденного. Как проявляются и когда исчезают?

При рождения младенца непременно осматривает неанатолог, проверяющий безусловные (физиологические) рефлексы. Идеальным считается, когда малыш появляется на свет с полным набором таких рефлексов. Такой новорожденный здоровый. Исчезают физиологические рефлексы к 3 – 4-месячному возрасту. При отсутствии рефлексов либо их задержке их развития это является патологией.

Главные физиологические рефлексы младенца такие:

  • Поисковый. При этом малыш опускает губу и поворачивает головку в сторону раздражителя (то есть взрослого) в ответ на поглаживания в ротовой области.
  • Хоботковый. Если малышу постучать по верхней губе, то будет сокращаться мимическая лицевая мускулатура – ребенок сложит губы хоботком.
  • Рефлекс Бабкина (или ладонно-ротовой рефлекс). Если надавить на детскую ладошку, кроха непроизвольно открывает ротик.
  • Рефлекс Робинзона является тем же хватательным рефлексом. При хватании новорожденный удерживает вес собственного тела.
  • Опорный. Если приставить кроху к опоре, то будет разгибать ножки и упираться всей стопой на горизонтальную поверхность. Исчезает до 2 месяцев.
  • Шаговый. Если кроху держать в вертикальном положении, то он будет передвигать ножками.
  • Ползучий рефлекс Бауэра. Если надавить на подошву ножек малыша, лежащего на животе, рефлекторно он начинает ползти.
  • Защитный. Если положить малыша на живот, он будет поворачивать головку и пытаться ее приподнять.

Патологические рефлексы новорожденных проявляются в случае поражения центрального мотонейрона. Вызываются они с конечностей, делятся на разгибательные и сгибательные. В числе таких патологических рефлексов также стоят рефлексы орального автоматизма. Иногда примитивным патологическим рефлексом называют хватательный.

Похожие интересные статьи:Масса для лепки Каляка-Маляка – отличный материал для творческих занятий – инструкция по применению и польза препаратаЦветение у новорожденных: причины, рекомендации, лечение5 способов побороть детские капризы. Руководство для любящих родителейРефлекс Моро у грудничка – что это такое, как долго он длится и как проявляется?Аптечка для новорожденного: состав и правила применения

О рефлексах

Проявление рефлексов у новорожденных контролируется разными отделами мозга, и по становлению автоматизмов и времени их угасания педиатры и неврологи определяют, нет ли у крохи поражения отделов мозга или нарушения их функций.

В период новорожденности у малыша задействованы исключительно безусловные рефлексы, которые со временем либо исчезают, либо перерождаются в условные. Приобретенные в процессе развития и созревания отделов мозга двигательные реакции являются словно личным опытом младенца. Безусловные физиологические рефлексы необходимы грудничку для разных целей:

  • Чтобы пережить процесс родов и тяжелый для него период адаптации к новому миру и иным условиям, такие автоматизмы исчезают со временем «за ненадобностью»;
  • некоторые рефлексы постепенно перерождаются в двигательные навыки;
  • часть рефлексов у детей остается с ними на всю жизнь.

Проверка работы рефлексов важна для оценки состояния и темпов развития крохи в первые месяцы жизни, а также для стимулирования образования условных автоматизмов. Очень полезно включать в ежедневные гимнастические занятия:

  • проверку рефлекса ползания, которая будет снижать тонусность мышц, помогать крохе осваивать процесс ползания и способствовать отхождению газиков;
  • стимулирование хватательного автоматизма, особенно если он слабый, и малыш плохо и мало держит предметы в руках;
  • ежедневно следует проверять, остался ли у крохи нижний хватательный автоматизм и рефлекс Бабинского, такое контрастное стимулирование будет способствовать правильному развитию стопы;
  • защитный автоматизм помогает малышу при выкладывании на животик укреплять мышцы шеи и плеч, что приблизит момент, когда он сможет удерживать головку, и в целом ускорит темпы развития мускулатуры ребенка.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Сосательный рефлекс у недоношенных детей

Недоношенный ребенок рождается с малым весом. В некоторых случаях могут быть недостаточно развиты легкие и другие органы. Сосательный рефлекс у новорожденного слабый или вовсе отсутствует из-за недоразвития мышц лицевой части.

Поэтому таким детям необходим особенно тщательный уход. Чем более глубокая недоношенность, тем большие сложности с питанием на первых порах.

В особо сложных случаях им вместо молока вводят глюкозу через капельницу. Позднее кормят с использованием зонда, отмеряя необходимую разовую дозу.

Когда развитие глотательной и сосательной околоротовой, подъязычной мышцы достигает достаточного уровня, кормление начинается из бутылочки. Количество кормлений должно быть не меньше 10. Научить недоношенного ребенка сосать грудь поначалу сложно. Его прикладывают только тогда, когда сосательный рефлекс разовьется в достаточной степени.

Поначалу ограничиваются 1-2 прикладываниями с перерывом на кормление из бутылочки. Дальше число кормлений грудью постепенно увеличивают. Через некоторое время младенец полностью переходит на грудное вскармливание.

  • Что это такое
  • Норма
  • Причины патологии
  • Симптомы
  • Лечение
  • Прогнозы
  • Профилактика

Рефлекс — самопроизвольно совершаемая реакция на определённый внешний фактор. Он может быть безусловным или условным. Первый способствует существованию человека во внешней среде. Каждый ребёнок рождается с определённым набором таких реакций, и среди них — сосательный рефлекс, обеспечивающий малышу условия для выживания.

Иногда с его формированием возникает проблема, т. е. он либо полностью отсутствует, либо просто ослаблен. Это чревато различными осложнениями при выкармливании новорождённого. Молодым родителям обязательно нужно разобраться в этом вопросе, чтобы, столкнувшись с подобного рода патологией, знать, как себя вести и что предпринимать.

Питание и распорядок дня

Развитие и питание ребёнка в 3 месяца также имеют некоторые особенности. В этом возрасте нужно начинать заниматься с ребёнком для приучения его к режиму, определённому распорядку дня. По сравнению с первыми двумя месяцами жизни малыш начинает спать намного меньше, но всё равно ещё достаточно часто и долго.

Несколько десятилетий назад нормой можно было считать около 18 часов сна в сутки. Но сегодня дети спят намного меньше — в среднем 12−15 часов. При этом 60% сна приходится на ночь, а остальные 40% — на день.

В возрасте 3 месяцев малыш начинает приспосабливаться к ночному сну, спать большую часть времени ночью. Начинают появляться ассоциации ночи со сном. Не следует поощрять ребёнка к засыпанию у груди или с бутылочкой. Нужно приучать его засыпать самостоятельно в кровати. При этом место приёма пищи должно отличаться от места сна — не нужно кормить кроху в кровати.

Что касается объёмов съедаемого, то в сутки здоровый малыш должен есть около 800−900 мл молока. На один приём пищи приходится от 120 до 150 мл. На натуральном вскармливании грудничок способен самостоятельно регулировать количество нужного ему молока. Искусственникам нужно давать столько пищи, сколько рекомендует производитель детского питания. При этом более крупные дети могут съедать и больше установленных норм.

На 3 месяце от рождения ребёнка начинается один из лактационных кризисов, то есть молока у мамы становится меньше. Но при этом не нужно сокращать количество съедаемого малышом. Иногда ребенок ест не так активно, как раньше — многие мамы думают, что молоко начинает пропадать, и дополнительно дают смесь для искусственного вскармливания. Но делать этого не нужно. Это происходит в некоторой степени из-за того, что дети в этом возрасте очень любознательны и часто отвлекаются во время кормления от процесса.

Иногда родители начинают вводить прикорм уже в 3 месяца. Но делать этого не следует. Для детей, растущих на грудном молоке, прикорм можно вводить начиная с 6 месяцев, а для искусственников — с 5 месяцев.

Причины нарушений

Иногда безусловные рефлексы новорожденных запаздывают или проявляются не в полную силу. Причин такого состояния может быть много:

  • парез лицевых нервов и конечностей;
  • ДЦП, поражение ЦНС;
  • асфиксия во время родов;
  • умственная отсталость;
  • родовая травма;
  • соматические заболевания;
  • мышечная гипотония;
  • повреждение спинного мозга;
  • внутричерепные поражения.

Несмотря на такое обилие причин, отсутствие врожденных рефлексов у новорожденных и грудных детей не всегда говорит о патологии. Если младенец появился на свет раньше времени или с маленьким весом, сроки появления некоторых безусловных автоматизмов могут смещаться. Сравнительные данные приведены ниже.

Таблица врожденных рефлексов у новорожденных по месяцам:

Автоматизм Доношенные младенцы Дети, родившиеся раньше срока
Сосательный С рождения до возраста 3–4 лет С рождения до возраста 3–4 лет
Хватательный Робинсона С 0 до 3–4 мес. С 2 недель до 4 месяцев. Реакция ослаблена
Защитный С первого дня до 2 мес. С 6–10 дня до 2 мес.
Опоры и шага С 0 до 2,5 мес. С 1 до 3–4 месяцев. Рефлекс часто угнетен
Поисковый Куссмаули С 0 до 3–4 мес. С 3 дня до 3–4 мес.
Галанта С 5–6 дня до 3–4 мес. С 1 месяца до полугода
Хоботковый С 0 до 2–3 мес. С 1 до 2 мес.
Врожденный Переса С 0 до 3–4 мес. С 0 до 3–4 месяцев. Происходит замедление обратного разгибания
Бабкина (ладонно-ротовой) С 0 до 3 мес. С1 до 3,5 мес.
Моро (стартовый) С первых суток до 4–5 мес. С 1–2 месяцев до полугода
Бауэра С 3–4 дня до 4 мес. С 1 до 6–8 месяцев. Рефлекс ослабленный
Шейный тонический С 1 до 4 недель 2–4 недели
Установочный С 1 до 4 мес. С 1,5 до 4 мес.

При отставании в появлении врожденных автоматизмов на два и более месяца можно говорить о задержке развития и искать причины. Однако не всегда отсутствие рефлексов свидетельствует о заболевании. Если новорожденный ребенок сыт, для него нехарактерны сосательные и поисковые движения.

Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка

Критериями оценки НПР являются:

  • моторика( это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.);

  • статика(это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.);

  • условно-рефлекторная деятельность(1 сигнальная система);

  • речь (2 сигнальная система);

  • высшая нервная деятельность.

Нервно-психическое развитие ребенка зависит от биологических и социальных факторов, условий режима жизни, воспитания и ухода, а также состояния здоровья ребенка.

Задержка темпов психического развития может быть обусловлена неблагоприятным течением внутриутробного периода, т.к. при этом часто отмечаются поражения мозга, связанные с гипоксией, нарушаются темпы созревания отдельных сложных структур. Незрелость определенных отделов мозга в постнатальный период часто приводит к различным нарушениям нервно-психического развития. К неблагоприятным биологическим факторам относятся токсикозы беременности, угроза выкидыша, асфиксия, заболевания матери во время беременности, недоношенность и др. Имеют значение вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

Среди неблагоприятных социальных факторов выделяются неблагополучный семейный климат, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

Темп развития ребенка снижается в связи с частыми острыми заболеваниями. Важную роль в развитии ребенка раннего возраста играет правильное его воспитание. Необходимо частое систематическое общение с ним, постепенное формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие речи.

Ребенок развивается гетерохронно, т.е. неравномерно. Врач при оценке НПР смотрит в эпикризный срок те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т.е. ведущие линии.

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

ЗА — зрительный анализатор

СА — слуховой анализатор

Э, СП — эмоции и социальное поведение

ДО — движения общие

ДП — движения с предметами

ПР — понимаемая речь

АР — активная речь

Н — навыки

ДР — движения руки

СР — сенсорное развитие

ИЗО — изобразительная деятельность

И — игра

Г — грамматика

В — вопросы

Какие бывают рефлексы

В нормальной ситуации все рефлексы появляются и исчезают в свое время. Их делят на врожденные (безусловные) и приобретенные (условные). Первые всегда с нами, их потеря означает болезнь. Что касается второй группы, то одни из них с возрастом теряются, другие появляются. Если наличие рефлекса не свойственно данному периоду жизни человека или наблюдается усиление (ослабление) его — это патология, относящаяся к сфере деятельности врача-невропатолога.

Как безусловные, так и условные рефлексы могут носить патологический характер. Приобретенные (условные) рефлексы считаются патологией, если они вызывают неадекватную реакцию на действие простого раздражителя. О патологическом характере врожденных рефлексов говорят, если они не вписываются в неврологический статус данному возрасту или являются несоответствующими с биологической позиции.

В практической деятельности неврологов изучаются разные безусловные патологические рефлексы, говорящие о повреждении связей между головным и спинным мозгом. Чаще всего — это знаки с нижних конечностей. Ответное действие на раздражитель проявляется в разгибании первого пальчика (разгибательные рефлексы) или сгибании всех пальцев стопы (сгибательная группа). Основным патологическим разгибательным рефлексом является рефлекс Бабинского.

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.

В каком возрасте должен пройти

Многие мамочки интересуются, до какого возраста у ребенка проявляется сосательный рефлекс? Детям, старше полутора лет он уже не нужен и реакция постепенно угасает. Посасывающие движения губами и языком сохраняются еще 2-2,5 года.

Дети, которых рано , и вскармливали адаптированными смесями, не полностью реализовали свой природный инстинкт сосания. Это чревато развитием неврозов и навязчивых движений.

У ребенка могут появиться неприятные привычки, от которых сложно избавиться на протяжении многих лет:

  • сосание различных предметов (пальцев, ручек, кончиков волос, краев подушки, игрушек и пр.);
  • привычка грызть ногти на руках и на ногах;
  • во взрослой жизни это проявляется в желании курить. При любом стрессе и конфликте, человек бессознательно тянется к пачке с сигаретами.

Это означает, что малыш должен полноценно пройти оральный этап развития, удовлетворив свой сосательный рефлекс, дабы не сформировались невротические реакции и дурные привычки в будущем. Груднички, рано отлученные от материнской груди, должны развиваться с пустышкой, как предметом сосания. В дошкольном периоде, если ребенок не получал ни пустышку, ни грудь, он может агрессивно себя вести, кусать других детей, ехидничать, огрызаться. Таким малышам присущ слабый аппетит, капризность, болезненность.

Пустышку ребенку предлагают между кормлениями, а отучают от нее постепенно – без наказаний и негативных эмоций (). В ласковой игровой форме малышу сообщают, что соска ушла к другой ляле, потерялась, ее забрала фея.

Читайте также:  15 поразительных развивающих опытов для детей