Почему важно с детства приучать детей к труду.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Местные

Я имею в виду москвичей во втором-и-так-далее поколении. Их родители или пробились к столице в начале 90-х, или уже жили здесь, но в перестройку были вынуждены строить жизнь практически с нуля. Работали на трех работах, меняли специальности, может быть, разорялись и снова богатели. Создавали бизнесы и росли профессионально.

Их дети в это время ходили в частные садики (потому что муниципальные были «перепрофилированы» под офисы фирм), потом в частные школы (потому что из муниципальных дети приходят после обеда, а дома никого нет до ночи), потом поступали в частные вузы (потому что в государственных конкурс и надо сильно думать). Детки-конфетки. У родителей к ним смешанные чувства. С одной стороны – кровиночка, наследник, все для него, «Я же работаю, чтобы у тебя все было!» – вопль отчаявшейся матери. С другой – нахлебник, палец о палец не ударит, помощи от него не дождешься, просиживает штаны за компом или целыми днями мотается по бутикам. Сплошное разочарование и позор.

Родителей мотыляет между виной и обидой. Они совершенно растеряны и рассержены одновременно. Ведь они и правда все это устраивали ради детей, не ради себя же выдерживаешь 14-часовой рабочий день с двумя неделями отпуска в году. Но почему же такой странный (хотя и вполне предсказуемый) результат?

Совсем в другом положении находятся те семьи, где родителям не удалось оградить детей от тягот молодой самостоятельной жизни. Как показывает практика, там, где детей таскали за собой по командировкам за отцом, давали им посильные задания на дачном участке, пристраивали к работе лет с 14 (вместо того, чтобы отправлять в языковые лагеря заграницей), и отношения проще и ближе, и дети как-то повеселей смотрят, и родители не мучаются всякими комплексами вины по поводу «отнятого детства».

Потому что детям не нужно беспроблемное детство как в рекламном ролике. Они тоже люди. Им поначалу гораздо интересней с папой сверлить-чинить, с мамой пироги печь, или наоборот: с мамой строить беседку, а с папой готовить плов. Вы знаете, что в период Возрождения в Европе у детей не было игрушек в нынешнем понимании – нечто для развлечения. А были уменьшенные копии орудий труда, чтобы дети учились жить в современном им обществе.

А чем занимаются наши дети? Я не о малышах, малышовые игрухи изменились меньше всего, я думаю, кубики и погремушки были даже у шумеров и атлантов. А что делают дети старше пяти лет?

Учатся, учатся и ещё раз учатся. Английскому, китайскому, логике, риторике, математике. Бальным танцам, таэ-квон-до (так пишется? А то я только на слух знаю.), фортепиано и флейте. В промежутках мочат монстров или создают фермы в компьютерах. И эта бесконечная и в довольно большой степени абсолютно бесполезная и бесплодная учеба преподносится как главный труд и обязанность ребенка.

Читайте также:  Депрессия у подростков: диагностирование и лечение расстройства

Родители на форумах всерьез обсуждают проблему: считать ли учебу физическим трудом? Помилуйте, господа, физический труд – это грядки вскапывать от забора до обеда, мешки грузить, полы мыть, в конце концов. Все эти умственные занятия преподносятся под соусом «мы готовим ребенка к будущей взрослой жизни, приучаем его к труду»

Но эволюционно девятилетка уже достаточно приспособлен для физического и низкоквалифицированного труда, а 12-летний человек вполне в состоянии заменить взрослого у станка, что мы и наблюдали в войну. И самое главное: в этом возрасте настоящая работа интересует любого ребенка гораздо сильней, чем абстрактная наука.

«Наш молодой и очень передовой классный руководитель устроил нас на практику в настоящую булочную. И вместо ненавистного отмывания стен в школьном коридоре мы целый месяц сидели за кассой, «отпускали» хлеб и конфеты, считали на допотопных счетах. Это было просто неописуемо здорово! Вы не представляете, что это был за кайф: надеть чистый белый халат, сесть за кассу, важно говорить: «С вас рубль тринадцать!», а касса звенит тихим звоночком, когда открывается денежный ящик. И все на тебя смотрят и умиляются. Все два твоих рабочих часа».

А трудовые лагеря? Кому они мешали? 100 человек гормональных подростков на огромных яблонях, как обезьяны, трудовое соревнование, волейбол вечером после работы, танцы с местными ребятами – где оно все? И куда, скажите на милость, теперь девать летом этих работяг? Опять тратить непомерные суммы на их осмысленный (более или менее) досуг, вместо того, чтобы отправить их зарабатывать деньги.

А мы, между прочим, все заработанные деньги отдавали родителям, и даже в голову не приходило, что можно их на себя потратить. Хотя некоторым друзьям сами родители потом на эти деньги покупали что-то очень ценное: велосипед, или куртку японскую.

Договор — основа отношений

С несовершеннолетним работником можно оформить трудовой договор на неопределённый срок или срочный контракт, например, на время каникул. Увольнение по инициативе работодателя лица, не достигшего 18 лет, за исключением случая прекращения деятельности ИП, помимо соблюдения общего порядка (предупреждения, 2-недельная отработка), допускается только с согласия трудовой инспекции или комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).

Отметим, предприниматели, численность сотрудников у которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20) вправе заключать срочные договоры (ст. 25 ТК РФ). Если эти лимиты нарушаются, то срочный контракт можно заключить только в определённых случаях, в частности, на время выполнения сезонных работ. Не каждая работа может быть названа таковой. Сезонной считается работа, которая в силу климатических и иных природных условий выполняется в течение определённого периода (сезона), как правило, не превышающего 6 месяцев (ст. 293 ТК РФ). По истечении срока подростка необходимо уведомить об увольнении за 3 календарных дня до увольнения (ст. 79 ТК РФ). Если договор заключён на срок до двух месяцев, сотрудник вправе уволиться, сообщив об этом работодателю не менее чем за 3 дня до увольнения (ст. 292 ТК РФ). Через 3 дня подросток вправе прекратить работу. Само увольнение оформляется в общем порядке. Составляется приказ (распоряжение) бизнесмена, с которым подросток должен быть ознакомлен под роспись. В день прекращения трудового договора ИП выдаёт подростку трудовую книжку и производит с ним окончательный расчёт. Учтите, в любом случае несовершеннолетним сотрудникам испытательный срок не устанавливается (ст. 70 ТК РФ). После заключения трудового договора работодатель должен оформить приказ о приёме на работу, ознакомить с ним несовершеннолетнего под роспись, провести инструктаж по охране труда, ознакомить подростка с правилами внутреннего распорядка, иными локальными актами организации и при необходимости оформить трудовую книжку и пенсионное свидетельство.

Читайте также:  Самостоятельная диагностика психопатии

Консультация на тему: Трудовое воспитание ребенка в семье

Трудовое воспитание детей в семье

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться  с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье для малышей  должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его вытереть  пыль с книжной полки  вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Ребенку тоже хочется помочь маме вытащить белье из машинки, пропылесосить коврик в детской, помыть тарелку после еды…Не бойтесь дать ребенку все это попробовать.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Советы родителям

  • Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
  • Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей это главное занятие
  • С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
  • Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
  • Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
  • Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых