Порядок Рождения Детей Определяет их Черты Характера

МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета» Влияние порядка рождения детей в семье на развитие их личности Подготовил: Сурменок Ирина Урховна, педагог-психолог МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»  

Один ребенок в семье: плюсы

В семье с одним ребенком первоочередной плюс, наверно, материальный. Родители могут финансово обеспечить свое чадо по максимуму своих возможностей: игрушки, одежда, образование.

Во многих семьях ребенок остается единственным, когда мама и папа отложили «детский вопрос» до момента, когда карьера будет построена, квартира куплена, финансовое положение прочно. А возраст, особенно мамин, существенно ограничивает ее возможности в деторождении. Родив малыша даже в 30, а то и позже — а это очень распространенная ситуация в наше время, зачастую женщина настолько погружается в ребенка, старается дать ему максимум внимания и заботы, что время для рождения второго уже так и не наступает. Конечно, единственный ребенок в таком случае получает от родителей полное обожание, заботу и постоянный интерес к его делам. Ему не приходится ревновать маму и папу к непонятно откуда взявшемуся «сопернику», делить с кем-то игрушки… Родители стараются вкладывать в свое единственное чадо максимум усилий, занимаясь его умственным, физическим и психологическим развитием, ведь ребенок — это основной итог и смысл их жизни. Считается, что единственные дети более развиты в интеллектуальном плане, ведь они постоянно окружены взрослыми и стараются быть с ними наравне. 

Несмотря на все эти плюсы, общественное мнение жестоко — единственный ребенок вырастет эгоистом. Но это далеко не всегда так. Главное — подходить к воспитанию адекватно: стараться не перегибать палку в своем обожании, обеспечить ребенку необходимый социум, прививать альтруизм. Коммуникабельность и доброта важны не меньше, чем знание иностранных языков и вычисление логарифмов в уме. Если ваш малыш с детства будет окружен сверстниками (в детском саду, в школе, детьми знакомых, приглашенными в гости) и большим количеством родственников, привыкнет к необходимости уступать, заботиться о младших и с уважением относиться к старшим, — тогда риск потенциальной «эгоистичности» будет сведен к минимуму.

Часто рожать второго просто страшно, хотя возраст еще позволяет — женщина боится опять пережить роды и первые месяцы тревог, волнений и недосыпа. В таком случае стоит честно ответить себе на следующий вопрос — не является ли причиной ваших страхов эгоизм, нежелание дарить свою любовь, время и внимание кому-то еще? Ведь это может означать, что и ваш первый малыш не получает достаточно заботы и ласки, а отсутствие братика или сестрички вдобавок сделает его одиноким. Поверьте многим женщинам, решившимся на появление второго малыша — это событие зачастую помогает по-настоящему насладиться материнством, если не получилось сделать это с первым ребенком. Опыт и багаж знаний, которые у вас уже есть, позволят избежать многих ошибок. К тому же рождение второго малыша, если подойти к этому вопросу осознанно, будет полезным и радостным событием для первого ребенка.

Читайте также:  Атония кишечника симптомы и лечение у ребенка

Если же вы считаете, что для ребенка быть единственным лучше всего, вам полезно будет узнать о тех минусах, которые существуют, если ребенок в семье один.

Черты характера согласно порядку рождения детей

Если мы посмотрим на свою семью и семьи других людей, которые окружают нас, многие из нас узнают большинство типов и личностей в своем окружении.

Однако, несмотря на высокую точность, эта теория порядка рождения детей не применима к каждому человеку, так как есть много других факторов, которые должны быть включены, такие как воспитание, разница в возрасте между детьми и общее количество братьев и сестер.

Как влияет порядок рождения на характер и формирование личности

Примечание

  1. Live Strong: теория Адлера о порядке рождения детей

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

Виды характера
  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.
Читайте также:  Почему недопустимы ссоры при грудном ребенке?

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.
Виды характера

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

О диагнозе рассказали только старшей дочери

Все дети в семье знают свою историю — кем были их родители, что с ними сейчас. 

Психологи советуют рассказывать о кровных родителях всем детям, — говорит Елена, — даже тем, кто усыновлен в младенчестве. Мы рассказали, когда они достаточно маленькие были. Старшие общались с родственниками, у кого были. Но успешного общения практически не было.

По словам Елены, они делают все, чтобы уберечь детей от зависимости в будущем. 

— Мы откровенно говорим, что в подростковом возрасте многие пробуют пить, курить и далеко не для каждого это пройдет без последствий. Мы всегда говорим детям: у всех есть сильные и слабые стороны. Нужно развивать сильные и пытаться скорректировать слабые. Дети знают, что все 9 месяцев, пока они развивались в утробе, в организме их мам были наркотики. И от этого никуда не деться. У них была наркотическая ломка и синдром отмены, когда они родились. Поэтому они в группе риска. Мы говорим им: «Когда вы станете взрослыми, это будет только ваше решение. Мы ничего не сможем сделать. Но вы должны знать особенности своего организма».

Все дети с ВИЧ, кроме одной девочки, с рождения принимали терапию, которая не позволяет вирусу развиваться. Младшая дочь начала пить таблетки, когда ее забрали домой и ей было 6 лет.

— Терапию назначают исходя из медицинских показаний, — объясняет Елена. — Если организм еще справляется сам, терапия не нужна. У ребенка берут анализы раз в три месяца и смотрят на показатели. Если показатели резко растут, соответственно, пришло время назначать терапию. Одной девочке терапия была назначена позже, чем остальным. Она с трудом привыкла просто глотать таблетки. Но прошло без эксцессов. А остальные трое привыкли с детства. Они пьют таблетки два раза в день утром и вечером, с перерывом в 12 часов. Бывает 2 и 2 таблетки, бывает 2 и 1 таблетка. Терапию иногда меняют, если предыдущая перестает помогать.

По словам Елены, пока дети были совсем маленькие, у них не возникало вопросов — зачем пить таблетки и раз в три месяца сдавать кровь. Они привыкли.

— Мы говорим, что у каждого свои особенности в развитии. У меня вот зрение плохое. Да, вы родились не сильно здоровыми, но в гораздо лучших условиях, чем другие. Потому что в вашем детском доме было много детей с умственной отсталостью или с патологией конечностей. Вам крупно повезло, вам всего лишь надо принимать таблетки.

Детям объясняют, что говорить, если у них будут спрашивать, зачем они пьют лекарства.

О диагнозе рассказали только старшей дочери

— Самое опасное сейчас для людей с ВИЧ — это не сама болезнь, а травля, которая их ждет, если о болезни узнают, — объясняет Елена.

Читайте также:  О вреде общественного мнения и стереотипов

— С терапией люди с ВИЧ живут столько же, сколько и здоровые. А вот если кто-то узнает — все, стигма, травля. Мы говорим — допустим, вы поедете в лагерь, ну или на спортивные сборы. У вас с собой таблетки. Мы их, конечно, раскладываем кулечками, нет нигде этикетки. «Вас могут спросить: почему ты это принимаешь? Ты можешь отвечать либо “я принимаю для здоровья”, либо задать встречный вопрос: “А почему тебя это интересует? Или хочешь поговорить о здоровье — иди к моей маме, поговори с ней”».

Всем детям аккуратно рассказывают о существовании ВИЧ, о том, что это такое. Какие есть возможности передачи и способы лечения. О своем диагнозе знает только старшая девочка. 

«Сын рассказал о диагнозе в школе и его стали травить». Как в России живут дети с ВИЧ-инфекцией Подробнее

— Мы рассказали ей вместе с психологом, — вспоминает мама. — Ребенок, конечно, первые день-два в подавленном состоянии находится. Ну, если более чувствительный, конечно, дольше будет все это переживать внутри себя. Психолог говорила: «Тебе в чем-то не повезло, а в чем-то повезло — ты с детства будешь осознанно подходить к выбору партнера. Сначала нужно узнать человека. Если ты поняла, что человек надежный, верный, то ему можно рассказать о своем диагнозе, потому что не все будут принимать этот диагноз. Поэтому тебе надо в жизни очень внимательно смотреть, кого ты выбрал». Ну, собственно, это каждому хорошо делать. Объясняли, какая ждет ответственность за распространение. Вплоть до уголовной.

Особых мер безопасности дома у приемной семьи нет. ВИЧ не передается в быту. 

— Понятно, что если кровь, то надо перекисью все эти места обработать, промыть не только на ребенке, но и там, куда попала кровь, — говорит Елена. — А так, в быту, поскольку ВИЧ не передается, у нас нет каких-то жестких ограничений. Детям объясняли, что, если у кого-то пошла кровь, остальные отошли, не мешают родителям, те разбираются. Все пьют из одной бутылки, если куда-то поехали.

Воспитание детей с ВИЧ-инфекцией, считает Елена, ничем особо не отличается от воспитания обычных детей. Таким детям желательно не сгорать на солнце. Но любому человеку это вредно.