Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творческая способность — в определенном смысле тоже мышца. Вместе с книгой «Гибкий ум» разбираемся, как знание законов работы мозга помогает стать творческим человеком, почему дети замечают в окружающем мире то, что взрослые уже не видят, чем творчеству мешает «репродуктивное мышление» и как его поддерживает «триединый мозг».

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Определение и особенности творческого мышления

Творческое мышление позволяет создавать что-то новое. Это новый продукт, новое качество, какое-либо оригинальное решение проблемы, новый путь коллектива, новые задачи.

Творческое мышление – это вид мыслительных процессов, который проявляется у тех, кто способен видеть то, что другие заметить не способны. Творческие люди имеют эту способность – видеть все в “своем цвете”, они воспринимают мир по-другому, улавливают возможности, новые пути и перспективы.

Творческое мышление основывается на воображении. Креативному человеку легко придумывать, воображать, фантазировать. Он может из ничего сделать красивую вещь, а на небе вместо обычных облаков увидеть “собачку”, “деда Мазая и зайцев”, “зверушку невиданной красы”.

Творческий характер мышления выдает человека за версту. Он всегда будет выделяться из серой массы за счет особенностей:

  • спонтанная гибкость – креативная личность может перестраиваться с одной мысли на другую, накапливать поступающую информацию, от нее постоянно исходит поток идей вне ситуации, в которой она находится;
  • семантическая гибкость – личность всегда пытается применять к общеизвестному факту другую точку зрения, она учитывает все стороны одного объекта, открывает потенциал, скрытый до сих пор;
  • образная гибкость – человек адаптирует под свое восприятие ситуацию или предмет, в своем воображении он видит этот предмет уже по-новому, уникальнее;
  • оригинальность – создает то, чего раньше не было, это уникальное новое творение творческого ума, такой человек не действует по шаблонам, создавая свое, отличительное от того, что уже придумано до него.
Читайте также:  ДЕМЕНЦИЯ — что это за болезнь. Симптомы, причины и лечение

Развитие творческие способностей

Оказывается творческие способности «спят» и чтобы творческие способности «найти» родителям надо немного поработать, а точнее обеспечить развитие творческих способностей, чтобы они показались на горизонте.

Вот мы говорим: творческие способности есть у каждого, а кто докажет. Точно, докажите себе сами что творческие способности существуют, но для начала выполните действия по расследованию. Давайте по дедуктивному методу Шерлока Холмса найдем ответ.

Родители, допустив как аксиому (факт), что у их малыша точно есть творческие способности, все же могут создать или не создать для их выявления и обеспечить или не обеспечить развитие творческих способностей в своем ребенке. Ну, и соответственно найти ответ или вовсе не искать какие-то там творческие способности.

  1. Найдите взрослого, у которого творческие способности налицо.
  2. Убедитесь что этот человек производит как педагог «продукт» — творческие способности у конкретных детей с точно определенным сроком и результатом (год – творческие способности в …, два — уже творческие способности на другой ступени в…+ еще творческие способности … и т.д. , а не только «творческие способности» смотреть телевизор или просто развлечение, а не развитие)
  3. Обеспечьте общение и обучение своего малыша именно там, где вы видите, что из детей вырастают взрослые, имеющие творческие способности с желанием и умением их применять и увеличивать.

Дорогие родители, да, все родители имеют детей с творческими способностями, но почему-то некоторые только из них понимают, что это не сорняк – эти творческие способности, а культура, требующая внимания. Некоторые родители говорят: зачем петь, танцевать, рисовать — все это лишняя нагрузка, время, и потом – я не хочу чтобы мой- моя были артистами… Да, забавно, но, смею вас уверить, что ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это намного выше всего что человек делает в обычной жизни и творческая способность что-то делать в искусстве – любом- это совершенно другой уровень развития и понимания любой области жизни.

Если ребенку не смогли выявить и развить до устойчивого применения им дальше уже во всех областях его жизни, его природные, врожденные, но скрытые творческие способности – он всю жизнь будет пребывать в ощущении невозможности вылезти из кокона. Мы даже позволим себе вас немного напугать: человек у которого вовремя не вытащили творческие способности наружу находиться как во сне, на полдороге во всем. Он подвластен всем стихиям, ветрам, как правило уносящим далеко и надолго и что обидно, часто навсегда. Потом нелюбимая работа, пустота, будни, скука серость, … раздражают творческие способности «всяких выскочек»… Объясняется просто – этот человек все время ходит в темной комнате, он еще и не видел света…

Загляните в глаза ребенку, который только что получил успех, проявив творческие способности и добившись результата! Это потрясающе! Кажется, он может горы свернуть, несмотря на рост… и не только… А после он видит далеко, сидит, как правило высоко, и его творческие способности проявляются и в математике, и в английском, и в бизнесе, и в новогоднем устройстве праздника для родителей, а потом своей семьи и поехало, поехало… он счастлив всю жизнь, потому что с ним всегда его ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Многие забывают откуда эти творческие способности появились, но буквально пару десятилетий назад у нас народ пел, танцевал, читал стихи у памятников и, удивительно, имел и имеет творческие способности еще во многом. Но дети 21 века должны еще открыть свои творческие способности свету, веку и себе!

Читайте также:  Врач объяснил, как расшифровать свои анализы на антитела к COVID-19

Да, можно спорить что можно вышивать, готовить, идти в горы… и многое другое…

Да, конечно, даже не буду спорить. Вы правы. Просто САМЫЙ быстрый и точный способ проклюнуть и вырастить творческие способности это петь и танцевать, т.к. это синтез созидания, физиологии, связанной с очень сильным творческим восприятием волны воздуха и звука – само рождение которого уже творческий процесс + образ, поэзия, музыка, ритм, движение. В результате, буквально через месяц занятий ребенок уже в творческом процессе и созидании, а творческие способности просто уже прут наружу.

А дальше ловите момент, дорогие родители, и просто быстро направляйте куда дальше развивать творческие способности и где и что увеличивать!

Творческие способности – это фундамент развития любых способностей на самом высоком уровне. Если бы можно было проследить одного ребенка одновременно по двум сценариям, то вы бы могли увидеть разницу, но, надеюсь, вы выбираете 1 вариант: развивать творческие способности ваших детей и никогда не узнаете что было бы во втором…

Но это еще далеко не все …

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Творческий талант в театрализованной деятельности

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Читайте также:  Няня для ребенка — что нужно знать?

Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Обложка поста freepik