Школьный невроз: болезнь или каприз?

Содержание статьи

Неврозоподобный синдром (неврозоподобное состояние): симптомы, лечение

То, что на нервной почве возникает куча неприятностей со здоровьем, сегодня знает каждый. Неврозы у людей в крупном городе встречаются уже почти так же часто, как насморк.

Но бывают состояния, когда  вроде и стресса нет, но откуда-то возникают все симптомы невроза – раздражительность, повышенная утомляемость, вялость, и.т.д.

Действительно, в некоторых случаях именно перенесенная (или имеющаяся в организме человека) болезнь может вызвать такие симптомы. Специалисты называют это неврозоподобный синдром (или неврозоподобное состояние).

Неврозоподобные состояния – это группа нервно-психических заболеваний, по своим симптомам напоминающих неврозы, но возникновение которых не обусловлено стрессовым фактором, психологическими причинами.

Психологическая травма может играть лишь дополнительную роль в процессе развития этого заболевания, а основная причина – уже имеющиеся у человека заболевания внутренних органов, эндокринной и нервной системы, и.т.д.

Симптомы и происхождение болезни

Симптоматика этой болезни действительно очень похожа на невротическую, поэтому иногда ее также называют «псевдоневроз». Неврозоподобный синдром проявляется такими симптомами:

  • вялость, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, общее недомогание;
  • раздражительность, вспыльчивость, гневливость;
  • тревожность, беспокойство, страхи.

Чаще всего, неврозоподобные состояния возникают еще в детском возрасте, на фоне внутриутробных нарушений развития или перенесенных в раннем возрасте травм и заболеваний. Но возможен и более поздний старт болезни. Он может быть вызван такими причинами:

  • уже имеющие психические заболевания (например, шизофрения и эпилепсия), но в этом случае больной постоянно наблюдается участковым психиатром и получает лечение по основному диагнозу;
  • резидуально-органическая патология головного мозга (легкая степень нарушений в строении и функционировании определенных отделов мозга);
  • очаги хронической инфекции в организме (например, хронический тонзиллит);
  • соматические болезни (заболевания сердечно-сосудистой системы, хронические желудочно-кишечные заболевания, хронические заболевания печени и желчевыводящих путей).
  • аллергизация (хронические заболевания, имеющие аллергическую природу).

Неврозоподобное состояние вызывается не самим наличием указанных выше болезней, а тем, что возникая и развиваясь, они приводят нарушениям в работе определенных структур мозга (гипоталамо-лимбических), что в свою очередь приводит к расстройству нейродинамики коры головного мозга.

Лечение и профилактика

Неврозоподобный синдром (неврозоподобное состояние): симптомы, лечение

В качестве профилактики подобных заболеваний, можно только порекомендовать бережно относиться к своему здоровью.

Главное – вовремя пролечивать все имеющиеся заболевания, относиться к этому вопросу ответственно: ведь даже непролеченный тонзиллит может привести к таким серьезным последствиям.

Для укрепления нервной системы важно достаточно спать, не допускать психических и физических перегрузок, использовать методы релаксации, полноценно питаться (и конечно же, исключить вредные для организма вещества – сигареты, алкоголь, крепкий кофе, и.т.д.).

Если же вас постоянно беспокоят описанные выше симптомы, обращаться нужно к невропатологу. Неврозоподобное состояние (как и неврозы) лечит именно этот специалист.

Для начала необходимо будет пройти комплексную диагностику, чтобы определить какова причина такого состояния: уже имеющиеся болезни (тогда врач определит неврозоподобный синдром), или основная причина – стресс (тогда диагностируется невроз).

Чтобы выявить нарушения в строении и работе мозга, врач может назначить такие обследования как ЭЭГ (электроэнцефалограмма), и МРТ (магнитно-резонансная томография). Могут потребоваться также консультации других специалистов – эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога.

Лечение неврозоподобных состояний осуществляется комплексно. Врач индивидуально подбирает лечение исходя из причин болезни, степени ее тяжести, симптомов. В любом случае, внимание прежде всего уделяется тому, чтобы устранить причину заболевания (органическую, соматическую, инфекционную), и пролечить ее последствия (собственно нарушения в работе мозга и нервной системы).

Могут использоваться такие методы лечения:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия и рефлексотерапия;
  • трудовая терапия;
  • лечебная гимнастика;
  • санаторно-курортное лечение.

Кроме того, по необходимости, может применяться и психотерапия (в этом случае невропатолог порекомендует обратиться к психотерапевту).

При неврозоподобном синдроме, психологическая травма и стресс не являются основной причиной болезни, как при неврозах. Но их наличие может существенно усугублять симптомы и состояние больного.

Поэтому психотерапия тоже может принести большую пользу в процессе лечения.      

Признаки психоза и невроза

Симптомы психоза

Распознать тревожные сигналы порой не просто, однако следует внимательно отнестись к любым изменениям, появившимся в характере и привычках близкого человека.

Читайте также:  Как научиться быть невозмутимым и спокойным в любой ситуации?

Характерными симптомами психоза являются:

  • снижение работоспособности или лихорадочная активность;
  • колебания настроения;
  • раздражительность, подозрительность;
  • стремление к самоизоляции;
  • необъяснимая смена интересов;
  • нарушения сна, сниженный аппетит;
  • небрежное отношение к своей внешности;
  • повышенная ранимость и другие нетипичные реакции на события, явления;
  • нарушенная координация движений;
  • бессвязная речь;
  • галлюцинации, бред.

Симптомы невроза

Выявить нервное расстройство неспециалисту достаточно затруднительно. И все же клиника невроза имеет характерные черты.

О неврозе могут свидетельствовать:

  • снижение когнитивных способностей;
  • подавленное настроение, плаксивость;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • раздражительность, недовольство;
  • частая смена настроений;
  • навязчивые мысли;
  • зацикленность на плохих новостях и событиях;
  • немотивированные тревожные состояния;
  • плохой аппетит, нарушения в работе ЖКТ;/li>
  • сердечно-сосудистые симптомы;
  • бессонница и другие расстройства сна;
  • нарушения в сексуальной сфере;
  • повышенная чувствительность к шуму, свету, вибрациям и др.

1

Диагностика и лечение неврастении

2

Диагностика и лечение неврастении

3

Диагностика и лечение неврастении

Детские страхи и лицевые тики также являются симптомами невроза.

Очень часто в быту люди путают понятия «невроз» и «неврастения». Еще раз повторимся: неврастения — это разновидность невроза, одна из самых распространенных его форм.

Характерными симптомами неврастении являются:

  • снижение интеллектуальных способностей;
  • головокружения, головные боли (так называемая каска неврастеника);
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • сбои в работе ЖКТ;
  • боли за грудиной;
  • перепады настроения;
  • низкая самооценка;
  • снижение потенции и либидо.

Клиническая картина

Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:

  • многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
  • растягивание либо удлинение слова;
  • повышенный тонус лицевых мышц;
  • дыхательные спазмы;
  • высокая активность мимики.

Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.

Симптомы и виды

Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:

  • Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
  • Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
  • Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.

По типу судорог, логоневроз разделяется на:

  • Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
  • Клоническая. Чередование коротких судорог.
  • Смешанная. Наблюдается оба типа.

По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.

Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.

Степени заболевания

Существует три степени тяжести логоневроза:

  • легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
  • средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
  • тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.

Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.

Виды неврозов

Существует четыре вида неврозов:

1. Неврастения или синдром хронической усталости, характеризуется апатией, быстрой утомляемостью, слезливостью, нарушениями режима сна.

2. Истерия – к ней больше склонны женщины, классифицируется проявлениями наигранно-бурных эмоций, цель которых – привлечение внимания (рыдания, крики, «обмороки» и др.).

3. Невроз навязчивых состояний – пациент находится на грани психического расстройства и состояние может быстро ухудшиться, характеризуется наличием навязчивых угнетающих мыслей, которые человек не способен сам контролировать, он живет в постоянном ожидании неприятностей.

Читайте также:  Как и куда пригласить девушку на свидание?

4. Невроз тревожный – человек испытывает постоянные страхи и тревоги без реальных на то оснований, постоянно суетится, совершает нелогичные поступки и движения.

Невротическое развитие личности

Одна из разновидностей стабильных характерологических конфигураций представляется так именуемое невротическое развитие личности. В отличие от вышеописанных неуравновешенных конфигураций и акцентуаций персоны, представляющих согласно сути итогом ошибочного, исковерканного течения ее развития, невротическое формирование предполагает собою итог деструкции личности, минувший период стандартного формирования, вступившей в жизнедеятельность без четких особенностей дисгармоничности. Данная деструкция устанавливается ввиду длительного влияния негативных эмоциональных условий. Имея в виду определенную схожесть проявлений невротического формирования с неуравновешенными нарушениями, ее порой устанавливают равно как «нажитую психопатию». Согласно «малой психиатрии» применяется кроме того слово «патохарактерологическое развитие».

В 1769 году врач Уильям Каллен наименовал невротическое развитие личности как, неврозы. Однако на сегодняшний день невротическое развитие личности, является одним из основополагающих невроза.

Виды невротических развитие личности

  1. Фобическое расстройство. При таком виде не долго у человека появляется чрезмерная тревожность, которая в последствии переходит в фобию. На различном этапе развития данного недуга могут проявляться панические атаки, которые сопровождаются болями в области груди повышенным потоотделением дрожью в руках, а иногда и тошнотой.
  2. Депрессивные невротические развития личности. Симптоматика, является ярко выраженной в виде глубокой скорби или печали, а также отсутствует интерес к определенным вещам и действием, которые до наступления заболевания воспринимались позитивно;
  3. Обессиленно импульсивное расстройство. Во время данного недуга появляются навязчивые образы и мысли;
  4. Соматоформные расстройства, которые сопровождаются различной симптоматикой похожи на проявление соматических недугов. Следовательно, у пациента появляются боли. Однако причину их возникновения он объяснить не может, а специалисты найти не в состоянии;
  5. Посттравматические расстройства, вызванные сильнейшими стрессовыми ситуациями, перистыми психологическими травмами. Зачастую данный недуг возникает при наличии экстремальных ситуаций;

6. Диссоциативное расстройство, изначально специалисты называли его истерическим синдромом. Причины возникновения невротического развития личности Данным вопросом задаются многие ученые различных стран и на сегодняшний день причины возникновения невротических расстройств до конца не изучены.

Факторы, которые способствуют различным заболеваниям

  1. Предрасположенность к неврозам;
  2. Психологические травмы;
  3. Интенсивные нагрузки, то есть физические и психологические, которые одновременно сочетаются со стрессовыми состояниями или проблематикой личной жизни;
  4. Истощение нервной системы, которое может быть вызвано попытками решения насущных проблем;
  5. Врожденный или приобретенный склонность к быстрой утомляемости;
  6. Злоупотребление пагубными привычками такими как, алкоголь, наркотики, которые ведут к отклонениям невротического развития личности.

При постановке различных диагнозов, связанных с невротическим развитием личности высококвалифицированному специалисту необходимо прислушиваться к жалобам больного, но при этом он должен учитывать адекватное состояние как физическое, так и психическое. В ходе диагностирования будут исключены органические причины, которые способствовали невротические симптомы. Также не стоит забывать о том, что в редких случаях если у пациента диагностировано физическое заболевание тогда можно расценивать невротическое развитие личности как сопутствующий недуг, который способен тяготить невроз. Следовательно, в данной ситуации специалистам в области медицины необходимо тщательно производить подбор медикаментов для того, чтобы не усугубить состояние пациента, а стабилизировать его.

Ученые отмечают, что на сегодняшний день наиболее популярными невротическими развитиями личности являются:

  1. Тревожные или фобические расстройства;
  2. Астено-невротический синдром или неврастения;
  3. Депрессивное невротическое расстройство под названием дистимия;
  4. Соматоформные или невротические расстройства;
  5. Неврозы, которые были вызваны стрессовыми ситуациями.

Невротическое развитие личности может развиваться и в детском возрасте, поэтому диагностировать его необходимо на ранних стадиях. На сегодняшний день, как известно существуют множество невротических развитие личности, а их проявления являются широко распространенными и разнообразными. Однако некоторые последствия могут быть печальны. Медицинские работники отмечают, что не замечать невротические расстройства очень опасно, поэтому их необходимо лечить для того, чтобы остановить развитие недуга и спасти человека – пациента.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
Читайте также:  Что такое вегетативный криз: причины, симптомы и лечение

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

  1. Не выпускать из-под контроля школьную жизнь ребенка — быть в курсе его отношений с одноклассниками, учителями. При возникновении любых конфликтов стараться выяснить их причину. В любой ситуации быть на стороне ребенка, чтобы он постоянно чувствовал родительскую защиту.
  2. Всегда учитывать особенности физического и психического развития ребенка, не выдвигать к нему слишком высоких требований. Если к чему-то у ребенка нет склонностей или способностей, не ждать от него больших успехов в этой области.
  3. Если в школе, или в классе есть постоянный стрессовый фактор, который невозможно исключить, подумать о переводе ребенка в другую школу или класс. При принятии решения обязательно учесть мнение самого ребенка.
  4. У ребенка всегда должны оставаться время и силы на интересную жизнь вне школы. Пусть он сам выберет, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Желательно, чтобы это предполагало какую-то регулярную физическую активность.
  5. Если есть правильная мотивация, «пережить» школу будет проще. Ребенок должен понимать, для чего он учится и к какому результату через несколько лет приведут его усилия.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Также можно предложить ребенку вместе сочинить сказку, где у главного героя будут такие же проблемы, а затем помочь этому персонажу постепенно решить их, и тем самым, преодолеть собственный невроз».

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Татьяна Владимировна ДунаеваЧитать дальше

  • Видео о том, как отцы поступают с непослушными детьми
  • «Двойка за поведение»: что делать родителям, когда на ребёнка жалуется учитель
  • «Я не считаю аутизм приговором». Интервью с детским неврологом

Клинические проявления

В зависимости от клиники заикание бывает тоническим и клоническим. При клоническом дефекте дети повторяют звуки и слова, при тоническом наблюдается задержка их проговаривания. Встречаются смешанные формы.

Неврозоподобное заикание начинается волнообразно. Периоды усиления дефекта речи чередуются с уменьшением его выраженности.

Полное прекращение заикания практически никогда не наблюдается.

Если вовремя не оказать логопедическую помощь, болезнь быстро прогрессирует. На речевой дефект наслаиваются дополнительные движения, эмболофразия (появление отвлекающих слов). Речевой дефект стабилизируется. Он монотонен, не зависит от факторов окружающей среды.

Еще больше ухудшается координация движений. Они становятся размашистыми, несоразмерными. Детям тяжело запомнить последовательность движений. Им трудно резко перестать делать одно занятие и приступить к другому. В запущенных стадиях нарушается походка, ребенок падает на ровном месте.

При неврозоподобной форме заикания наблюдаются такие сопутствующие проявления:

  • дислексия – проблемы с чтением;
  • дисграфия – нарушение письма;
  • синкинезии – непроизвольные движения.

В зависимости от выраженности перечисленных выше симптомов выделяют 3 степени заикания:

  • легкая – координационные расстройства выражены минимально, грамматика не страдает, речевое нарушение носит фонетический характер;
  • средней тяжести – нарушена статика и динамика движений, грамматическое построение предложений, расстройство речи носит фонетико-фонематический характер;
  • тяжелая – существенно страдает двигательная сфера, усиливается расстройство речи вплоть до общего недоразвития.