«Тихони» и «задиры». Как научить ребенка правильно выражать гнев?

C непослушными, неуправляемыми детьми, которые устраивают истерики, кричат и протестуют, приходится нелегко. Разбираемся, в чем кроются причины постоянного непослушания ребенка, и что делать в такой ситуации взрослым.

 Чрезмерная строгость

Ребенок, воспитывающийся в условиях строгого контроля и постоянных запретов, рано или поздно начинает протестовать и бороться за самоутверждение. Это выражается в постоянном стремлении все сделать по-своему, отгородиться от вечных нравоучений и инструкций, добиться желаемого любой ценой. Это борьба против излишней родительской опеки и власти, которая со стороны выглядит как неуправляемое, порой даже неадекватное поведение. 

Даже зная, что родители правы, человек, который воспитывался в чрезмерной строгости, часто будет всеми силами стремиться все сделать наоборот. Ребенок как бы объявляет войну бесконечным замечаниям, наставлениям и опасениям взрослых. Если родители слишком часто запрещают, поучают и критикуют, ребенок «восстает» против них, перестает слушаться и принимать советы, стремится все сделать по-своему. При помощи такого поведения он хочет самоутвердиться и доказать себе и окружающим, что он способен сделать что-то самостоятельно. Отсюда и та самая неуправляемость, которая ставит взрослых в полнейшее замешательство.

Молчать!

Чтобы справиться со вспышками гнева, необходимо то, что святые отцы называли «молчанием уст». Проще говоря, чтобы не бить, надо не кричать. По аллегорическому представлению древних, гнев поднимается откуда-то снизу, переполняет человека снизу доверху, и кажется, что тот сейчас взорвется. Потом гнев начинает душить, и уже после вырывается наружу. Сначала вырывается в виде слов, а потом, у распущенных людей, переходит в рукоприкладство. Так вот, если ты гневаешься, достаточно промолчать, а чтобы вовремя промолчать, нужно следить за тем, что говоришь.

На мой взгляд, наиболее эффективный способ борьбы с гневом (неважно, на кого он может быть направлен — на ребенка или взрослого), — замолчать и уйти в другую комнату. Просто чтобы успокоиться и прийти в себя. Тут поможет молитва: «Господи, помилуй меня, грешного».

Если говорить о конкретной ситуации, то здесь, мне кажется, правильнее обратиться лично к хорошему священнику (если у этой женщины нет духовника, то его придется поискать) и, возможно, психологу. Бывают ситуации, когда родители от общения с ребенком получают в основном удовольствие — но это не их заслуга. А бывает и так, что ребенок раздражает и почти не дает положительных эмоций. Почему? Обязательно нужно найти причину, и в этом именно психолог сможет помочь. Ну а что касается ударов — то бить ребёнка младше года вообще бессмысленно, он все равно ничего не поймет, это чистой воды выплеск гнева.

Илья Суслов, психолог-консультант

Причины агрессии у детей

✔ В том, что дошкольник взрывной и крикливый, нет ничего страшного, это особенности темперамента.

✔ Некоторые дети в возрасте от 3 до 7 лет проявляют агрессию, акцентируя таким образом внимание на себе.

✔ Часто обстоятельства провоцируют кроху на демонстрацию физической силы. Это либо родители, которые держат сына или дочь в ежовых рукавицах, либо провокатор, он вполне может быть в детском коллективе.

Причины агрессии у детей

✔ Если кто-то периодически обзывает или задирает малыша, тот рано или поздно отреагирует не лучшим образом. Не обязательно ударит обидчика, но выместит злобу на ком-то другом.

✔ Бывает, что тяга к дракам возникает во время адаптации к режиму дня в детском саду или расписанию в школе. Активный ребенок начинает выплескивать раздражение на сверстников. Пассивный — проявляет упрямство, отказывается от еды и игр. Эти симптомы тоже требуют внимание.

Читайте также:  Влюблена в друга. Что делать и как влюбить в себя друга?

Что такое уважение?

Уважение – это отношение одного человека к другому. И его (уважение) нужно заслужить. Поэтому задача родителей — построить отношения в семье, где царят любовь и взаимоуважение.

Что такое уважение?

Я иногда смотрю один проект на ТВ «Дорогая, мы убиваем наших детей». На мой взгляд, программа хорошая, хоть многие считают, что все играют подставные люди. Подставные это герои или нет — суть не в этом. Главное то, что ведущий психолог Дмитрий Карпачов дает дельные советы и открывает глаза взрослым на многие вопросы воспитания и взаимоотношений в семье. В том числе он рассказывает о причинах, почему дети не уважают родителей.

Так вот, ведущий часто повторяет слова о том, что если в семье возникают какие-то проблемы, значит, нужно менять не детей, а родителей.

Что такое уважение?

В одной из передач мать жалуется ведущему на то, что ее взрослая дочь совсем ее не уважает. На что ведущей ей отвечает: «А за что она должна Вас уважать?» Давайте мы с вами задумаемся, может ли дочь уважать мать с ее вечными пьянками, скандалами, орами и матюками? Ведь многие взрослые считают, что их уважать нужно только за то, что они родили детей, затем одевали их и кормили. Но разве это не обязанность родителей – заботиться о своих детях?

Как говорят в народе: «Что посеешь, то пожнешь». Думаю, что эта пословица имеет прямое отношение к нашей теме. Хотите, соглашайтесь, хотите – нет, но дети как зеркало.

Что такое уважение?

То есть, если дети относятся к взрослым неуважительно, значит, родители к ним относились неуважительно.

Почему дети, когда вырастают, не уважают родителей? Потому что их этому не научили! Потому что они не знают, что такое уважение!

Что такое уважение?

Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания. Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку. Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется). Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок — это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

Ошибки родителей при разрешении конфликтов

В поиске виноватых многие родители ведут себя некорректно. К таковым действиям взрослых относят:

  1. Необъективность. Взрослые уверены, что их чадо не могло поступить неправильно, и защищают его. Так, вы разовьёте в ребёнке безнаказанность. Будьте справедливы, и не оправдывайте малыша, если виновен именно он.
  2. Запрет на общение. Ссора не должна стать поводом для запрета. Дети постоянно ругаются, мирятся, а иногда и дерутся – это всё варианты нормы. Следует воздерживаться от общения только с асоциальными детьми.
  3. Навязчивое вмешательство. Разрешать разногласия нужно только в случаях, когда это действительно требуется. Во многих ситуациях дети сами находят решение. Ваша задача – подсказать, дать совет, как помириться наилучшим образом.
  4. Полное доверие. Как бы странно это не звучало, но детям нельзя доверять. Они прекрасные манипуляторы, и умеют показать происходящее, как выгодно им. Поэту прежде, чем принять решение, полностью убедитесь в правоте ребёнка.
  5. Публичную критику. Если вы станете отчитывать чадо в присутствии неприятеля, но воспримет это как предательство (ведь вы всегда должны быть на его стороне). Поэтому скажите жалобщикам, что ваше чадо исправится и вы поговорите с ним дома, а также не позволяйте другим людям ругать вашего ребёнка.

Не приучайте детей сразу бежать к вам при малейшей ссоре. Так, они вырастут ябедами, которых не любят в детских коллективах.

Как научить ребенка правильно выражать гнев?

Шаг 1. Учить его озвучивать свои чувства

Дети до 7-ми лет часто сами не понимают, почему они испытывают то или иное чувство, и как эти чувства называются вообще. Например, они могут запросто ударить рядом стоящего ребенка только за то, что тот не обращает на них внимание. И взрослому в этой ситуации надо не подзатыльники выдавать или гневные тирады, но вербализировать чувства ребенка, учить его правильно на них реагировать. «Ты обиделась на девочку, потому что она не хочет с тобой играть (забрала твою игрушку, съела твою конфету)? А знаешь, как будет лучше?»

Шаг 2. Разделять переживания ребенка, слушать его

Очень часто родители не просто спешат наказать, но и попутно засыпают свое чадо рекомендациями и советами, как было бы лучше поступить. В чем ошибка? Они не разделяют чувств ребенка, не показывают ему, что вошли в его положение и понимают ситуацию правильно. Как надо? «Очевидно, он очень тебя задел?» «Я бы тоже расстроилась, если бы меня заставили ложиться спать раньше времени…» «Это так обидно, когда с тобой не хотят дружить!» Эти фразы станут ключиком к сердцу ребенка, покажут ему, что вы разделяете горькие чувства, что вы что-то понимаете и действительно можете помочь.

Шаг 3. Помогать искать другие способы выражения злости

Почему так важно не просто сдерживать себя, но все-таки выражать чувства? Потому что нарастающее напряжение никуда не девается и больно бьет по всем органам и системам, формируя мышечные зажимы, которые препятствуют нормальному функционированию организма. Впоследствии ребенок становится более раздражительным, чаще жалуется на плохое самочувствие, у него появляется синдром дефицита внимания и отставание в школе. Можно ли найти альтернативу ругани идракам? Естественно! От швыряния мягких игрушек в стену и посещения спортивных секций (бокс, каратэ, танцы), где ребенок учится сублимировать энергию злости в действие, до прорисовывания своего гнева красками или карандашами на бумаге, чтобы потом порвать рисунок и «освободиться» от злости.

Шаг 4. Обсуждать случившееся вместе

Последним важным шагом является разговор, но не воспитательный, а «по душам». Вы должны выяснить, что движет вашим малышом, когда он злится, какие мотивы он преследует? В каких ситуациях чувства берут над ним верх? Быть может, это моменты, где задевается его чувство достоинства, и тогда желательно поработать с его самооценкой? Быть может, сверстники высмеивают его внешний вид, манеру общения, желание быть в центре внимания? Постарайтесь узнать, почему ребенок прибегает к агрессии, после чего поработайте с этой областью. Проанализируйте, как вы сами ведете себя в сложных ситуациях, какой пример подаете?

Очень важно не просто бороться с агрессией ребенка, но понять, что с ним происходит на самом деле, научить его справляться с гневом приемлемыми способами без вреда для себя или окружения. Не наказывайте гнев гневом, дате ребенку шанс вырасти счастливым!

Проблема в отсутствии контроля за эмоциями? :

Когда взрослые сталкиваются с детской жестокостью, они теряются. Свойства агрессии и злости присущи каждому человеку. Они необходимы для того, чтобы защитить самого себя и близких людей. Взрослые умеют контролировать собственные эмоции, а ребенок затрудняется это делать самостоятельно. Поэтому он нуждается в помощи близких людей – своих родителей. Они должны помочь ребенку научиться справляться с негативными эмоциями, объяснять принципы поведения в различных жизненных ситуациях.

Жестокость дошкольников отличается от злости и жестокости у более взрослых людей тем, что малыши еще не осознают последствий своих действий. Дети до шести лет не подвержены сильному влиянию компьютерных игр, интернета, телевидения. У них на первый план выходит семья и близкие люди, с которыми он общается.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:

Если ребенка обижают в школе — советы психолога
  • Воспитывайте в ребенке самоуважение и уверенность в себе. По статистике дети, у которых есть эти черты характера, крайне редко становятся объектами насмешек, издевок, унижений со стороны сверстников и старшеклассников.
  • Выстраивайте доверительные отношения со своим сыном или дочерью. Дайте им понять, что они могут прийти к вам с любой проблемой. Для этого всегда во всех ситуациях будьте на стороне ребенка. Даже если он тысячу раз неправ, найдите способ конструктивно объяснить, что он поступил плохо, но прямо не вините его.
  • Учите защищать себя и тех, кто слабее. В этом смысле хороший результат дают занятия спортом, творческие увлечения.
  • Научите правильно реагировать на неприятные ситуации: не брать на свой счет обидные высказывания, не выяснять отношения силой и применять её только когда нужно защищаться. Развивайте в нем чувство юмора и с его помощью снимать напряжение в конфликтных ситуациях.
Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Вам также может быть интересно

Как можно и как нельзя наказывать ребенка?

Воспитание ребенка: о чем забывают современные родители

Изменила мужу — что делать?

Что делать, если муж — абьюзер

Муж бросил с детьми: что делать дальше?

Ссоры в семье. Что делать?

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Просмотров: