Заикание у детей: причины, методы лечения и коррекции

Заикание считается одним из самых стойких дефектов речи. Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

При заикании

Рекомендуется:

  • Необходим четкий режим дня, обеспечивающий определенный режим жизни.
  • Сон ребенка должен быть долгим и спокойным (10-11 часов ночью и 2 часа днем у дошкольников и у школьников 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем). Перед сном должен быть исключен просмотр телевизора.
  • Нельзя травмировать ребенка постоянными одергиваниями и замечаниями.
  • Ссоры в семье в присутствии ребенка должны быть исключены, особенно опасно шумное и пьяное поведение взрослых.
  • Необходимо, чтобы ребенок всегда слушал правильную речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, подражая детскому языку.
  • С заикающимся ребенком нужно говорить медленно, ласково и спокойно (ребенок быстро начинает подражать такому темпу речи и усваивает её), при выраженном заикании следует говорить с ребенком нараспев.
  • Нельзя заставлять ребенка по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
  • Нельзя передразнивать ребенка.
  • Не показывать ребенку свои опасения по поводу его речи.
  • Ослабить нервное напряжение ребенка, исключить переутомление, шумные компании.
  • Нельзя постоянно вовлекать ребенка в беседы и разговоры.
  • Рекомендуется закаливание (воздушные ванны, игры на свежем воздухе, водные процедуры: обтирание, душ, купание).
  • Желательно провести беседу с педагогом: учителя не должны обращать внимание на дефект ребенка, по возможности, ребенка не следует вызывать к доске, нельзя торопить ребенка во время ответов, а нужно чаще хвалить, доставляя ему положительные эмоции.
  • Нельзя, чтобы ровесники передразнивали ребенка.
  • Рекомендуются игры и гимнастика для снятия эмоционального напряжения.

Ежедневные упражнения:

  • ребенок делает глубокий выдох, одновременно поднимая правую руку до вертикали и сжимая её в кулак;
  • на вдохе сначала подумать, потом говорить;
  • сделать глубокий выдох, одновременно опуская поднятую руку по дуге окружности;
  • на выдохе, при достижении рукой почти вертикали, говорить фразу медленно, плавно, спокойно и ритмично: «Я говорю медленно, плавно, спокойно и ритмично»;
  • говорить с акцентом на глагол;
  • с третьего дня от начала выполнения упражнений ребенка обучают дыхательным упражнениям: выдох, затем на протяжении 8 секунд – вдох, затем 8 секунд задержки дыхания и выдыхают также в течение 8 секунд. Эти дыхательные упражнения приводят к постоянной фиксации диафрагмы, все правила за время лечения необходимо отработать до автоматизма, ежедневная процедура составляет 10 минут, в большинстве случаев положительный эффект достигается к концу первой недели.

Характеристика

Заикание у детей дошкольного возраста развивается поэтапно. В начальной стадии у ребенка, овладевающего навыками речи, наблюдается физиологическое повторение слогов как результат ассоциативной атаксии (нарушение согласованности движения мышц, управляющих элементами речевого аппарата).

Вторая стадия проявляется диссоциативной атаксией вторичного типа, которая коррелирует с запаздыванием или нарушением развития в результате повреждения мозгового вещества. Как следствие происходит нарушение тонкой дифференцировки (возникновение различий) произвольных функций, регулируемых двигательным компонентом речевого аппарата. Из-за неспособности элементов речевого аппарата точно выполнять команды мозга, происходит нарушение речи.

Третья стадия проявляется ассоциативной афазией. Ребенок в возрасте пяти лет, который неправильно произносит фонемы и слова, осознает дефекты речи и старается их корректировать. Концентрация внимания на произношении ассоциируется с рефлекторным возбуждением, в результате появляются акустические нарушения вторичного типа.

Логоневроз у детей – заикание невротического генеза, начинается по причине нарушения сократительной способности мускулатуры речевого аппарата, что учитывается при выборе тактики лечения. Логоневроз сопровождается нарушением плавности, скорости и размеренности устной речи.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Читайте также:  Гиперкинезы у детей : причины, симптомы, диагностика, лечение

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

Классификация заикания

Нарушение сопровождается:

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Как проявляется заикание у ребенка лет

Определить заикание у взрослого человека несложно. Но в случае детей 3 лет сделать это гораздо тяжелее. Комаровский говорит, что малыши порой просто подражают кому-то или «манерничают», заикаясь специально. Поэтому родителям сначала придется убедить, что заикание все-таки наблюдается. Характерными признаками заикания в 3 года являются такие.

  1. Ребенок при говорении совершает частые паузы. Во время таких пауз лицевые мышца и мышцы шеи могут сильно напрягаться.
  2. Запинки сопровождаются активной жестикуляцией, топаньем ногами. Такие движения для ребенка 3 лет являются одним из способов выразить эмоции или донести до собеседника собственные мысли.
  3. О появлении логоневроза может говорить молчаливость ребенка. Даже если обычно он часто и хорошо разговаривает, на периодическое «замолкание» Комаровский советует обратить внимание.
  4. Дрожание губ, быстрые движения глазных яблок. Это невротические проявления, которые зачастую сопровождают заикание.

При условии, что наблюдается хотя бы один из таких симптомов, Комаровский советует обратиться к специалисту. Чем раньше начато лечение, тем больше шанс на избавление от заикания. Чтобы избавиться от заикания, лучше использовать комплексный подход, который предполагает целый ряд воздействий. При рассмотрении заикания у ребенка 3 лет Комаровский рекомендует совмещать правильное поведение родителей, занятия со специалистом-логопедом, массаж и другие воздействия.

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.
Этиология и патогенез нарушения

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Диагностика заикания

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться. Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно.

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя.

Что можно сделать в домашних условиях?

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту.
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее, то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.
Читайте также:  Какие есть психотипы. Типы личности, классификация, характеристика

Действия родителей

Первое, и самое важное, что должен помнить родитель: тревога и заострение внимания на проблеме речи только усугубят течение заболевания и закрепят его. Ребенка угнетает ваше недовольство и его отличие от сверстников. Задача взрослых: объяснить малышу, что вам интересно смысловое наполнение его речи, а не способ ее воспроизведения. Нельзя кричать, ругать и высмеивать заикающегося ребенка, нельзя подгонять его («ну, давай/ скажи же быстрее/ чего ты тянешь?»).

Ваша задача избавить ребенка от насмешек других детей, от замечаний воспитателя в саду или учителей в школе. Сейчас в детских коллективах часто возникает буллинг (травля): любая непохожесть на других может спровоцировать нападки и только усугубить проблему. Этот момент очень важен и требует принятия быстрых решений.

Родители не должны пускать на самотек подобное. Если избавить ребенка от травли и насмешек не получается, меняйте коллектив: бросайте детский сад, школу без промедления. Насмешки и издевательства провоцируют укрепление нервного расстройства. Ребенок замкнется, у него выработается застенчивость на всю жизнь.

Подросткам, проходящим этап коррекции речи, необходимы и консультации психолога, если с родителями отношения напряжены и лишены доверия. Подросткам нужно помочь найти свои сильные стороны, для сохранения самооценки, для определения места в коллективе. В пубертатный особенно важно социальное и личностное становление человека.

Действия родителей

Правила для родителей

Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:

  • заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек,
  • чаще обнимайте и хвалите ребенка,
  • замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества,
  • телевизор не должен работать на фоне целый день,
  • минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна,
  • соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения,
  • в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков,
  • соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом,
  • контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы,
  • разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие,
  • терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное,
  • помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка,
  • учите вместе короткие ритмические стихи и песни.

Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.

Упражнения для дикции

Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.

Занятия для нижней челюсти:

  1. Принять удобное положение тела, максимально расслабиться, опустив челюсть вниз. Обратите внимание на то, что расстояние между верхними и нижними зубами должно составлять 2-4 см.
  2. Полностью исключить напряжение во время упражнения.
  3. Медленно выдохнуть, произнося протяжно гласную букву «и». Вслух проговаривать букву нельзя, она должна исходить из горла естественно, рот открыт на 2 пальца. После этого сказать так же беззвучно букву «ё», но при этом челюсть сжать наполовину (между зубами расстояние в 1 палец).
  4. Сделать такое же упражнение, но с четким звуковым выходом.
  5. Теперь можно использовать другие гласные буквы, комбинируя их между собой в пары.
  6. После этого произносится не по 2 гласные, а в большем количестве.
  7. Проговаривать пословицы с широко открытым ртом.
  8. Полезно вычитывать отрывки из книги «Евгений Онегин».
Читайте также:  Медитация – подробное руководство для начинающих

Занятия, развивающие подвижность губ:

  • широко улыбнуться, но без оголения зубов;
  • растянуть губы, открыв взору зубы, но не расширяя рот;
  • сжать губы максимально плотно, сделать трубочку;
  • вытянуть губы трубкой из исходного положения в улыбке;
  • поочередно поднимать и опускать губы, оголяя зубы – сначала показываем верхний ряд, после нижний (руками не помогать);
  • комбинированно произносить гласные буквы с гласными;
  • так же сделать с согласными звуками;
  • сжать губы максимально плотно, сказать «б-п», сильно выдыхая воздух.

Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:

Упражнения для дикции
  • «и-и-и-и-и», растянуть губы;
  • «о-о-о-о-о-о», придать губам овальную форму;
  • «у-у-у-у-у-у», сделать губы трубочкой;
  • «с-с-с-с-с»;
  • «з-з-з-з-з-з»;
  • «ш-ш-ш-ш»;
  • «ж-ж-ж-ж».

Читать стихи, проговаривать скороговорки и говорить, максимально проявляя мимику. Сниженная подвижность губ часто является первопричиной заикания. Именно поэтому данный комплекс необходим.

Упражнения для языка:

  • максимально высунуть язык;
  • сделать движение сначала вправо, затем влево;
  • совершить языком круг в разные стороны поочередно;
  • всунуть язык в рот;
  • подвести к нёбу;
  • провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.

Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дети с логоневрозом относятся к группе риска, у них ослаблена нервная система, ребенку нужно обеспечить спокойную атмосферу в доме, режим. Ребенка постоянно наблюдает логопед и психоневролог. Общая система исправления заикания у детей предлагает тесную взаимосвязь двух линий коррекционного воздействия, направленного на развитие связной речи, а также на внеречевые процессы.

При лечении маленьких детей с заиканием следует обращать особое внимание на:

  • укрепление общего состояния его здоровья;
  • развитие мелкой моторики;
  • изменение всей психики ребенка.

Обратите внимание! Родители могут заниматься с ним дома, получив надлежащие рекомендации специалиста, но обязательно под его контролем – не реже 1 раза в неделю.

Логоритмические упражнения

Варианты занятий:

  1. Отстукивать ритм чистоговорки, стихотворения, потешки.
  2. Дать возможность малышу побыть барабанщиком, он должен повторять услышанную мелодию или отстукивать заданный взрослым ритм.
  3. Игра «Дождик»: ребенок пересыпает горох, фасоль, макароны из одной тарелки в другую, каждый раз поднимая тарелку выше другой. То же самое можно проделывать, если брать содержимое тарелки в руки и сыпать их вниз.
  4. Повтор движений под музыкальное сопровождение (Екатерина Железнова «Дождь», «о саду ли в огороде» и др.).

Дыхательная гимнастика и упражнения помогают при заикании

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дыхательная гимнастика

Упражнения следует выполнять дважды в день. Длительность занятия составляет 20-30 минут.

Комплекс дыхательных упражнений:

  • «Ладошки». Поднять руки на уровень плеч и согнуть их в локтях. Ладони расправить параллельно полу. Сделать резко 4 вдоха при этом сжимать ладони. Выдох продолжительный через рот, ладони разжать. Перерыв между подходами 4-5 секунд.
  • «Погончики». Поставить руки на пояс, зажать кисти в кулак. При вдохе поднимаются и напрягаются плечи. При выдохе руку опускаются, а кулаки поднимаются на плечи и изображают погоны.
  • «Насос». Поставить ноги на уровне плеч. Во время громкого вдоха наклониться вперед, вытянуть руки к полу, спину округлить. Выдыхать медленно и спокойно.
  • «Обнять плечи». Согнуть руки в локтях, локти опущены. Сделать вдох (шумно), при этом обнять свои плечи, голову отвести назад. Выдохнуть свободно.
  • «Кошка». Единственное упражнение, которое выполняется на четвереньках (остальные – стоя). Быстро вдохнуть и округлить спину, опустить голову. Выдохнуть медленно с выпрямленной спиной.
  • «Маятник». Поставить ноги на уровне плеч. Громко и быстро вдохнуть, сделать наклон вперед, руками тянуться к полу. При резком выдохе вернуться в исходную позицию.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика, которую используют логопеды для коррекционной работы с ребенком с логоневрозом, разработана оперной певицей А.Н. Стрельниковой.

Гомеопатические препараты

Данные средства применяют как альтернативу традиционной медицине:

  • Бовиста;
  • Вератум альбум;
  • Народные средства (настои трав и отвары: белый ясенец, душистая рута, зверобой, сухой вереск, ромашка, мелиса, шиповник, лимон, калина).